Вопрос:
В начале первой шаббатней трапезы мы делаем кидуш над вином и над двумя халами. Этих хал в нашей небольшой семье хватает на весь Шаббат. Вопрос по второй и третьей трапезе: обязательно ли в этих трапезах делать кидуш над халами? Можно ли взять халу, оставшуюся с первой трапезы, и нужно ли делать благословение на халу, оставшуюся после первой трапезы?
Ответ:
Первую и вторую субботние трапезы мы начинаем с кидуша на вино или на виноградный сок, затем делаем омовение рук с благословением и после этого произносим благословение на хлеб, беря в руки две целые буханки хлеба (халы). Во время кидуша эти халы должны лежать на столе, но они должны быть покрыты чем-нибудь, чтобы их не было видно. На третью трапезу не принято делать кидуш — её мы сразу начинаем с благословения на хлеб (разумеется, сделав предварительно омовение рук с благословением).
Заповедь лехем мишне (двойной хлеб) установлена в память о том, что в Шаббат в пустыне не выпадал манн, а вместо этого в пятницу выпадала двойная порция — и на пятницу, и на Шаббат. В соответствии с этой заповедью необходимо в начале каждой из трёх субботних трапез произносить благословение на хлеб над двумя целыми хлебами (халами). При этом нет необходимости кушать от обоих хлебов — можно разрезать (у некоторых принято разламывать) только одну халу. Таким образом нужно иметь по крайней мере 4 целые халы на Шаббат — по одной новой на каждую из трёх трапез, от которой вкушают, и одна переходящая из одной трапезы в другую.
Если вы кушаете немного, то берите маленькие халы. В роли хал могут выступать любые хлебные изделия — главное, чтобы они были целыми. Можно использовать и питы, и мацу.
Всего доброго и приятной Субботы!
Добавить комментарий