Вопрос:
Как связаны вера и разум?
Ответ:
Так как ничто не может быть доказано так, чтобы не осталось ни тени сомнения, иудаизм в конечном счете требует капельки веры (אמונה) . Но это не означает, что эта1 вера — такая же, как и любая другая. Должен быть какой-то способ, которым мы можем разделить свою веру и другие религии. Иначе ничего не выйдет.
Как мы уже где-то упоминали, эмпирические корни иудаизма находятся в Синайском опыте. Для еврея вера — это разумное расширение того, что, как мы знаем, истинно. Вера — это то, что позволяет нам расширить наш горизонт и в те области, которых мы не можем с уверенностью познать (а эти области занимают большую часть нашей жизни). Без такой веры мы были бы очень ограниченны. Но это не означает, что вы можете верить, во что хотите. Разум — это то, что доказывает, что вещи, в которые вы верите, наиболее рационально подтверждены и подкреплены опытом, чем что бы то ни было еще. Например, если мы говорим, что верим в Б-га, мы подразумеваем, что Б-г есть наилучшее объяснение наблюдаемых в мире фактов в том виде, в каком мы их получаем2.
Иудаизм настолько ценит разум, что он помещен в центре нашего Устного Закона. Нечто, логически несомненное, не нуждается в дальнейших доказательствах и считается так же обязывающим, как если бы было прямо записано в Торе. Но иудаизм также понимает, что вера, построенная лишь на одном разуме, будет холодной, философской верой, а не настоящими отношениями с Б-гом. (См. «Вера в Б-га», часть первая). Мы многогранны и способны вступать в сложные отношения. Еврей одновременно критикует и верит, проявляет скептицизм и страсть, задает вопросы и знает всё обо всём. Именно это восхитительное богатство возможных реакций делает принадлежность к иудаизму столь притягательной.
מדרש תנחומא פ’ שופטים, סי’ ט’ ד»ה (ט) והיה הכל: בא חבקוק והעמידן על אחת שנאמר (חבקוק ב’) וצדיק באמונתו יחיה.
Мидраш Танхума, глава «Шофтим», раздел 9, на слова (9) «И было все»: «Пришел Хаввакук, и свел их к одному, как сказано (Хаввакук 2): «И праведник верой своей будет жив»».
2 Разумеется, мы хотим от нашей веры в Б-га большего, чем просто превращения ее в еще одну научную теорию. Мы хотим установить отношения с Б-гом. Но начать мы должны с того, как мы ее формулируем.
Добавить комментарий