Вопрос:
Почему харедимные мужчины не идут в армию?
Ответ:
Евреи Торы верят, что изучение Торы – это нечто глубоко мистическое и чрезвычайно важное для поддержания существования мира1. Но это – тема для более долгого и глубокого обсуждения. Однако на более поверхностном уровне что-то можно понять уже сейчас.
В первую очередь позвольте подчеркнуть, что харедим на самом деле идут в армию. В израильской армии всегда служили харедим – харедим гибли в боях, существуют целые подразделения харедим.
Многие харедим получают отсрочку от армии на время обучения в ешиве. Это именно отсрочка от армии, а не освобождение. На практике по истечению отсрочки военные предпочитают не призывать на службу большинство из этих людей, обременённых семьями. Дело в том, что армия старается поддерживать как можно меньшую численность живой силы ради сокращения расходов, так что она может ограничиться элитными войсками и высокотехнологичным оборудованием.
Отсрочку от службы в армии получают и многие светские евреи. Любая страна, в которой служба в армии является обязательной, предоставляет отсрочку для учебы. Так обстояло дело в Южной Африке, когда у них в течение многих лет служба была обязательной. Так обстояло дело в США, когда в армию призывали во время войны во Вьетнаме. Это делается потому, что любая страна понимает, что учение жизненно необходимы для ее настоящего и будущего. Демократически избранное правительство Израиля предпочло рассматривать студентов ешив именно так, и на каждых выборах израильскому обществу предоставляется возможность избрать правительство, которое решит изменить этот закон.
Так же верно, что многие харедим отказываются идти в армию, поскольку, хотя она удовлетворяет некоторые религиозные нужды, она не удовлетворяет целому ряду важнейших нужд. В частности, она пренебрегает требованием разделения мужчин и женщин и не принимает достаточных мер для предотвращения распутства.
Армия не торопится удовлетворить религиозные потребности харедим, в частности, из-за того, что привыкла видеть себя плавильным котлом, в котором иммигранты вплавляются в израильское общество – взгляд, основанный на чисто светской модели. У ортодоксальных евреев – резко отличные взгляды, которые, признавая необходимость армии, включают взгляд на изучающих Тору как на сердцевину всего, дающую нам доступ к чистейшей еврейской мудрости поколений. Этот взгляд основан на историческом факте того, что если бы иудаизм не придал Государству Израиль смысл, мы потеряли бы Государство в тупике постсионизма. Это невеселое пророчество реализуется сейчас, на наших глазах. Утрата еврейских ценностей израильским обществом, вместе с быстрым ростом числа преступлений, насилия в семье и над детьми, наркомания и пустой материализм.
1 Идею о том, что изучение Торы обеспечивает безопасность, можно видеть в трактате «Сангедрин» 49б.
«Вот, Давид занимался проблемами правосудия и справедливости для всего своего народа, а Йоав, сын Цруи, занимался проблемами армии. Почему же Давид занимался проблемами правосудия и справедливости для всего своего народа? Потому что Йоав присматривал за армией. А почему Йоав присматривал за армией? Потому что Давид занимался проблемами правосудия и справедливости для всего своего народа.»
Таким образом, получается, что необходимы как физические, так и духовные усилия. Это также подчеркивается при описании войны с Мидьяном, на которую было призвано 36000 мужчин. Одна треть этих мужчин была отослана назад, одна треть воевала на фронте, а одна треть была послана учиться.
В дальнейшем то же самое можно видеть при захвате Земли Израиля под руководством Йеошуа. Иссахар и Леви не участвовали в боях. Эти освобожденные от военной службы дают в сумме 20 процентов населения.
Эта война, необходимо заметить, была милхемет мицва, заповеданной войной, то есть была войной, ведущейся по повелению Вс-вышнего, и даже в этом случае было допустимо не участвовать в сражениях физически.
Изучение Торы рассматривалось как неотъемлемая часть вооруженных сил, и поэтому никакому осуждению не подвергались те, кто оставался дома изучать Тору. Моше, однако, очень серьезно упрекал колена, захотевшие остаться на восточном берегу Иордана, когда подразумевалось, что они не будут участвовать в захвате земель на западном его берегу. Моше сказал этим коленам, что отказ от этой помощи будет грехом против Б-га (Бемидбар 32:20-23). Хотя некоторые и используют этот источник для того, чтобы доказать необходимость физического участия харедим в воинской службе (Йехезкель Коэн: «Студенты ешив с Галахической отсрочкой от призыва»; Издательство религиозного киббуца «Тора ве-Авода», Иерусалим, 5753), аргументы эти использованы неправильно. В конце концов, эти колена не собирались вносить свой вклад в войну, занимаясь изучением Торы, как те двадцать процентов, физически не воевавшие, а планировали просто жить мирной жизнью и пасти скот в то время, как их братья воюют.
Еще один источник, в котором, на первый взгляд, осуждаются религиозные евреи, отказывающиеся служить в армии, это: «…в милхемет мицва, войне по повелению Б-га, должны участвовать все – даже жених из дома своей свадьбы и невеста из-под своей хупы». (Мишна «Сота», глава 8, Мишна 7). Чтобы понять, что здесь сказано, необходимо вспомнить, что участие в «войне ради заповеди» включает помощь народу Израиля против его врагов. Конечно, каждому государству необходима постоянная армия, даже если конкретной угрозы и нет. При конкретной необходимости, если началась война и возникла нужда в студентах ешивы, им придется сражаться. Даже если война сейчас не идет, но военные эксперты считают, что необходимо такое-то количество мужчин, которых можно набрать только среди студентов ешив, еврейский закон, вероятнее всего, потребует от них начать обучаться военному делу, так как тогда они подпадут под определение «заповеданной войны», которое мы обсуждали выше. Сегодня, кода непосредственных боевых действий не ведется, служба студентов ешив в армии станет необходимой лишь в том случае, если военные эксперты укажут на необходимость призыва именно этой группы людей. До настоящего времени этого не произошло. Следовательно, студентам ешив служить в армии нет реальной необходимости.
Добавить комментарий