Вопрос:
Как иудаизм относится к науке в общем и к научному прогрессу в частности?
Ответ:
Иудаизм всегда выступал за науку, требуя, чтобы современное научное знание использовалось при вынесении Галахических решений. Наука движется вперед и постоянно изменяется; но с течением времени научные теории становятся все ближе и ближе к иудаизму. Так появилась теория Большого Взрыва, утверждающая, что у мира было начало, что подразумевает его сотворенность1, попытки совместить четыре основных типа взаимодействий материального мира2 иллюстрируют веру ученых в то, что все существующее в конечном счете едино; теория Эйнштейна о том, что материя и энергия – одно и то же, позволяет легче поверить в духовность; в то же время теория вероятностей дает возможность Б-жественному Провидению и нашему свободному выбору занять подобающие им места. Список примеров можно продолжить3.
Разногласия могут оставаться, но мы можем и подождать: наука все еще развивается, и направление ее развития – быстрое движение в сторону иудаизма. Становясь ближе и ближе к иудаизму, наука в конечном итоге разрешит свои последние противоречия с Торой.
1 Теория Большого Взрыва утверждает, что вся материя «разлетелась» вовне из бесконечно маленькой бесконечно плотной материальной точки (то есть из отсутствия материи). Это – начало вселенной в том виде, в котором мы можем хоть что-нибудь о ней узнать, включая появление времени и пространства.
До этого времени ученые верили в статичную вселенную, то есть в то, что мир существовал всегда. Евреи, верящие в сотворенность мира. Спорили с учеными на протяжении более чем двадцати веков! А затем, всего лишь за сорок лет (с 1920-х до 1960-х) и несмотря на сопротивление ведущих ученых (включая Эйнштейна), эта теория полностью победила. Неожиданно основной конфликт между иудаизмом и наукой оказался разрешенным! (Один из соавторов этого открытия, которые вдвоем получили Нобелевскую премию, был ортодоксальным евреем по имени Арнольд Пензиас).
Сегодня ученые верят, что до Большого Взрыва мир был сконденсирован в бесконечно малой точке. Именно так Рамбан понимает Творение мира:
רמב»ן בראשית א א: השמים … [היתה] מאין נקודה פחותה מגרגיר חרדל … ונקודה אחרת הארץ וכל אשר עליה
Рамбан, Берешит 1:1: Небеса (…) [появилась] из ничего, из точки, меньшей, чем горчичное зерно (…) а из другой точки – земля и все, что на ней.
2 Во вселенной есть четыре основных вида взаимодействия: сильные и слабые (ядерные) взаимодействия, гравитация и электромагнетизм. Три из них действую на субатомном уровне, в то время как четвертое, гравитационное, – на макроуровне. Многие физики сегодня считают наиболее интересной проблемой объединение этих четырех взаимодействий в одно. Они полагают, что какое-то очень небольшое время после Большого Взрыва эти четыре взаимодействия были на самом деле одним взаимодействием, которое позже разделилось и приобрело известный нам сейчас вид.
Нет никаких научных данных или внутренних причин для того, чтобы считать, что мир построен на одном взаимодействии, а не на четырех. Но тем не менее в этом проекте участвуют десятки тысяч ученых, работы ведутся десятилетиями и стоят десятки миллиардов долларов. Причина такого интереса к этим исследованиям в том, что ученые «верят», что в конечном итоге вселенная — чрезвычайно единое образование. Это, в сущности, религиозная вера. Ученые также верят, что, чем проще и красивее (с математической точки зрения) теория, тем более вероятно, что она окажется истинной.
Ученым, таком образом, почти удалось объединить электромагнитные и слабые (называемые еще электрослабыми) взаимодействия, и они располагают необходимым математическим аппаратом, чтобы показать, что они, в свою очередь, объединяются с сильными взаимодействиями (это называется Большой Единой Теорией). Теперь они работают над тем, чтобы показать, что эти три вида взаимодействий, в свою очередь, объединены с гравитационным взаимодействием. Эта теория называется ЕТВ – Единая Теория Всего. В последнее время некоторые считают именно это передним краем науки. Все это поддерживает идею о том, что за реальностью стоит ее универсальный Источник – Единый Б-г. (Эта идея полностью противоположна идеям эволюционистов, представляющих мир как борьбу случайностей).
Тимоти Феррис (автор Теории Красного Предела – исследования возраста вселенной, Бантам, 1981) писал для научной программы Государственной службы радиовещания «Творение Вселенной», что поиски и вера в возможность найти единую теорию поля «свидетельствует о триумфе старой идеи о том, что все творение управлялось одним принципом изысканной красоты».
Феррис утверждает: «Религия и наука иногда изображаются как спорящие друг с другом, но наука очень многим обязана религии. Современная наука началась с нового открытия, во времена Возрождения, древнегреческого представления о рациональной постижимости природы. Но в процессе своего развития наука впитала в себя другое, столь же важное представление, о том, что Универсум есть на самом деле уни-версум, единая система, управляемая одним набором законов. А получила наука эту идею из веры в Единого Б-га…
Основатели современной науки – Кеплер и Коперник, Исаак Ньютон и даже Галилей, несмотря на все его разногласия с церковью, были, в общем и целом, глубоко религиозными людьми.
Я не хочу сказать, что для того, чтобы стать ученым, вы должны верить в Б-га. Атеисты и агностики получали Нобелевские премии точно так же, как христиане, евреи, индуисты, мусульмане и буддисты. Но современные научные разработки, в особенности Единая Теория, свидетельствуют о триумфе старой идеи о том, что все творение управлялось одним принципом изысканной красоты» (Научная программа Государственной службы радиовещания: «Создание вселенной»).
3 Среди многих других примеров – вселенная, центр которой определяет наблюдатель (постулируемая некоторыми учеными), показывает, насколько на мир влияет свобода выбора; теория скачкообразной эволюции делает теорию эволюции ближе к иудаизму; археология показывает историческую точность Танаха.
Добавить комментарий