Вопрос:
Зачем мне слушать мудрецов? Я больше знаю о своей ситуации, чем мудрецы, ведь они говорили о реальности, существовавшей много веков назад.
Ответ:
Все своды законов работают, в основном, одинаково. Почти каждая западная система законов может проследить свою родословную до Римского права. В Англии Римское и более поздние системы права соединились в то, что мы сейчас называем Английским Общим Правом. Влиянию всех этих систем подверглись и системы законов штатов или территорий, постановления муниципалитетов и даже общинные правила. Они объединяют в себе плотную паутину прецедентов, принципов и правил поведения, охватывающих широчайшие области нашей жизни.
Нам говорят, в какой день можно парковаться на левой, а в какой — на правой стороне улицы, как сортировать мусор и можно ли огородить двор. Но при этом в абсолютном большинстве случаев эти законы никак не противоречат нашему представлению свободе и демократии.
Раввины Талмуда были гениальными и проницательными – каждый, кто когда-либо серьёзно изучал Талмуд, знает это. Но даже при всем этом они не осмелились бы управлять даже частицей нашей жизни, если бы сама Тора не обязала их это делать.
Эти великие люди, тысячи их в течение многих веков, знали, что времена и условия изменяются. Они сами были свидетелями величайших изменений в своем собственном окружении.
Гениальность их, в том числе, состояла в том, чтобы создать свод законов, предлагающий основные этические принципы вкупе с несколькими вечными постановлениями. На самом деле существует всего лишь семь заповедей мудрецов, которые требуют от нас сделать нечто новое. Все остальные постановления мудрецов направлены на то, чтобы укрепить то, что Тора уже повелела нам делать, напомнить нам о тех заповедях Торы, которыми мы в какие-то времена можем начать пренебрегать, оградить нас от нарушения заповедей Торы или же установить приемлемые законы торговли, землеустройства или общинной жизни1. Но даже при всем этом большая часть нашей жизни не ограничена законами и оставлена для нашего собственного духовного творчества ради приведения этих аспектов нашей жизни в соответствие с глубокими принципами Торы.
И, наконец, каждая община вправе развивать свои собственные обычаи, а каждое поколение – разрешать свои собственные уникальные проблемы.
(См. вопрос «В чем авторитет раввинов», а также «Тора и современные проблемы»)
1 Постановлениями мудрецов являются следующие:
(i) Семь заповедей, постановленных мудрецами эпохи Талмуда: благословения (на удовольствия от этого мира, на исполнение заповедей, на различные события и проявления), омывание рук из сосуда перед трапезой с хлебом, эрувин, произнесение алеля, зажигание свечей перед Шаббатом и в Йом-тов, чтение Свитка Эстер, зажигание свечей в Хануку.
(ii) Законы, которые были законами Торы и будут, когда внешние условия снова станут подходящими, законами Торы; эти законы мы соблюдаем, чтобы не забыть их;
(iii) Постановления, защищающие права и свободы граждан, отношения между соседями, постановления, касающиеся бизнеса и т.д.
(iv) Многие законы, действующие, как ограда для законов Торы, так что, если бы человек даже случайно нарушил один из этих законов, он все еще не нарушил бы закон Торы. Это похоже на ограду у края пропасти – она помогает человеку не упасть.
Добавить комментарий