Вопрос:

Вопрос про заповедь о птице. К сожалению, пока у меня нет книги, где рассказывают о значении заповедей – Сефер а-Хинух. Тора говорит: если хочешь, чтобы продлились твои дни, не бери мать-птицу с детьми, а отгони мать и возьми птенцов. О чём эта заповедь? О каких птицах речь? Что делать с птенцами? И зачем забирать у матери её детей?! Птичку жалко…

Ответ:

Заповедь шилуах а-кен касается ситуации, когда человек обнаруживает птичье гнездо, и ему нужны для пропитания или яйца или птенцы. Тогда он должен не отнимать их у матери-птицы, которая их охраняет, а отогнать её, чтобы не причинять ей лишних страданий, и лишь затем забрать её потомство. Разумеется, заповедь эта относится только к кошерным птицам, а также действует только тогда, когда в гнезде сидит именно мать, а не отец. Кроме того, гнездо не должно принадлежать никому из людей и находиться на общественной или ничьей территории.

Эта заповедь стала предметом множества толкований, поскольку на её примере удобно обсуждать, как устроены заповеди Торы вообще: есть ли в них рациональная подоплёка – или они непостижимы, как связано заповеданное действие с наградой за него и т.п.

Приведём несколько наиболее фундаментальных объяснений.

Некоторые комментаторы [1] придерживаются радикальной точки зрения: эту заповедь невозможно понять человеческим разумом (вплоть до того, что даже Моше не мог постичь её смысла). Исполняя её, человек должен иметь в виду только то, что Бог повелел поступать таким образом, но почему – никто не знает. Эту точку зрения поддерживает и обсуждение в Талмуде (Брахот 33б), где сообщается, что если хазан – человек, ведущий молитву, – говорит «Твоё милосердие простирается на птичье гнездо», его следует прервать, поскольку обязанность отгонять мать, чтобы она не страдала, видя, как забирают птенцов, – не акт милосердия, а «царский указ». Это не означает, что нельзя думать о смысле заповеди [2], однако основным намерением человека должно быть именно исполнить непостижимый указ царя. Любые объяснения, на которые мы способны, – поверхностны и мало общего имеют с истинным смыслом заповеди [3].

Другие комментаторы считают, что эта заповедь имеет этическое или даже экологическое значение: она приучает человека к милосердию [4], а также способствует выживанию вида, поскольку далеко не всегда возможно забрать птенцов, соблюдая все тонкости заповеди [5], а запрет отнимать птенцов, если мать пытается их защитить, не позволяет охотнику воспользоваться ситуацией и схватить и саму мать [6]. В конечном счёте, эта заповедь поддерживает справедливость в природе и не позволяет человеку бессмысленно истреблять птиц [7].

По некоторым мнениям, истинная цель заповеди – не воспитание милосердия в человеке, а пробуждение божественного милосердия: в Зоаре рассказывается, что когда отогнанная мать начинает кричать, страдая по своим детям, Бог вспоминает, что Его дети – еврейский народ – в изгнании, и исполняется милосердия к ним.

Любопытное толкование даёт Виленский Гаон [8]. Он отмечает, что Тора сулит долголетие не только за заповедь шилуах а-кен, но и за заповедь почитания родителей. На первый взгляд, между этими заповедями нет ничего общего: отгоняя птицу от птенцов, человек должен проявлять известную жестокость, в то время как почитание родителей смягчает сердце. Виленский Гаон поясняет, что в действительности эти заповеди уравновешивают друг друга: если человек по своей природе склонен к жестокости, ему ничего не стоит отогнать птицу и забрать её потомство, зато оказывать почёт родителям ему трудно; если же он мягок и милосерден, напротив, ему приходится работать над собой, чтобы должным образом исполнить заповедь шилуах а-кен. Поэтому получается, что вместе эти две заповеди охватывают людей с разным душевным устройством.

Из-за того, что эту заповедь можно понять совершенно по-разному, существует спор законоучителей, можно ли исполнить её просто так, если человеку не нужны яйца или птенцы. Те, кто считает, что нельзя, аргументируют это тем, что в таком случае заповедь окажется лишь проявлением немотивированной жестокости. Однако по некоторым из мнений, которые мы привели выше, эта заповедь имеет смысл и сама по себе, даже если человек не нуждается в яйцах или птенцах (например, потому, что пробуждает божественное милосердие).

Алаха гласит, что нет обязанности  исполнять эту заповедь, если человеку не нужны яйца или птенцы. Однако если человек всё же решит её исполнить и прогонит птицу, он получит награду за исполнение этой заповеди. 

Для исполнения заповеди достаточно отогнать птицу-мать, а затем приподнять яйца или птенцов, таким образом сделав их своей собственностью. После этого можно их оставить в гнезде.

Источник

[1] Респонсы Рашба I:94; Нефеш а-Хаим I.22.

[2] Мааршо в трактате Брахот.

[3] Арох а-Шулхан, Йоре Деа 292:4.

[4] Рамбан. Хизкуни пишет, что такой же смысл имеют и некоторые другие заповеди, например, запрет забивать самку скота и её детёныша в один день.

[5] Раббейну Бахье, Ральбаг.

[6] Хатам Софер на трактат Хулин 139б.

[7] Абарбанель.

[8] Например, в Имрей Ноам и комментарии на Мишлей 30:17.

Автор(ы) ответа:

https://sprosiravina.ru/?p=1524

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *