Вопрос:

Есть следующее мнение, что отец Йеошуа жил в Иерусалиме, а его жена была бесплодной. После многих молитв она, наконец, забеременела, но отец Йеошуа расстроился, когда ему сказали с Небес, что его сын отрубит ему голову. Мать Йеошуа, зная об этом, спрятала ребенка в коробку и бросила его в реку, где его проглотила огромная рыба. Рыбу затем поймали на королевский праздник, и король нашел плачущего ребенка внутри. Царь вырастил младенца Йеошуа и, в конце концов, назначил его главным мясником. Позже отец Йеошуа согрешил против царя Египта, поэтому царь велел Йеошуа отрубить ему голову и забрать свою жену, детей и имущество, как это было в то время по закону. Когда Йеошуа подошел к своей матери, чтобы натолкнуться на нее, кровать наполнилась молоком из ее груди, и Йеошуа собирался убить ее за колдовство. Затем его мать вспомнила слова своего мужа и сказала Йеошуа, что это было молоко, которым она кормила его, поскольку она была его матерью. Она рассказала ему всю историю, и он встал от нее, так как он также вспомнил утверждение, что его нашли в рыбе, и покаялся. Поэтому его назвали בן נון, потому что он был найден в рыбе, а נון по-арамейски означает «рыба». (То есть יהושע בן נון означает Йеошуа, сын рыбы).

Данный источник, ссылается на это мидраш: http://www.hebrewbooks.org/pdfpager.aspx?req=14013&st=&pgnum=24&hilite=

Однако, есть и другие источники, подтверждающие эту версию. Одновременно с этим, некоторые источники отрицают эту версию, так как отец Йеошуа не мог жить в Иерусалиме из-за того, что, в то время, евреи были порабощены в Египте. Хотелось бы узнать, как было на самом деле.

Ответ:

Есть расхожая ошибка воспринимать мидраш как историческое описание. Даже книгу Торы мы не можем использовать как книгу по истории, ведь задача Торы другая — это духовное развитие человека. Она — безусловная истина, однако то, что подразумевается не всегда заложено в прямом понимании, или может быть понято разными способами. Тора нам дана для того, чтобы мы использовали её для приближения ко Всевышнему. Например, относительно рассказа Торы о творении мироздания комментаторы (см. Раши и др.) говорят, что Тора не описывает хронологию творения, а даёт нам различные знания и идеи, которые помогут нам в нашем служении Б-гу.

Мидраш же это абсолютно не историческое свидетельство. Само слово מדרש, происходит от корня דרש (драш), т.е. логическое выведение информации из источника. Часть мидрашей на основе стихов Танаха моделируют ситуации, которые могли бы иметь место. Другие, описывают ситуации, которые лишь отдалённо напоминают действительность. Но задача у обоих заключается не в том, чтобы рассказать нам, как было дело, а показать нечто, что помогло бы нам стать ближе ко Всевышнему. Мидраш — это не свидетельство очевидцев, и у авторов, живших две тысячи лет тому назад, не было свидетельств о событиях прошедших за тысячу лет до написания. 

Есть мидраши, которые понятны, их авторы известны, и на них полагаются. Тем не менее, есть правило, что не задают вопрос из одного мидраша на другой. И это в очередной раз подчёркивает, что мидраш это не история, ведь событие было одно, а мидраши часто описывают его, противореча друг другу.

Есть много мидрашей, которые вообще невозможно объяснить напрямую. Рав Йехезкель Абрамский, великий знаток Торы, говорил, что объяснить агадические отрывки (включая мидраши) гораздо сложнее, чем сложные алахические места. Смысл агадот Раба Бар Бар Хана, находящиеся в трактате Баба Батра, Виленский Гаон объяснял как притчу, а до него вообще было не ясно, о чём там речь.

На приведенный вами мидраш есть очень много вопросов, и абсолютно невозможно понимать его в прямом смысле. Очевидно, автор этого мидраша хотел с его помощью передать нам какую-то информацию, но вот какую именно мне пока не ясно. Однако очевидно одно — целью этого мидраша не было изложить биографию Йеошуа бин Нуна.

В книге “Седер а-Дорот” издательства Швут Ами приводится следующая информация о ранних годах Йеошуа бин Нуна:

Родился в 2406 году /1354 до н.э/ в Египте (Седер адорот; Ягель либейну). При рождении получил имя הוֹשֵׁעַ — Ошеа (Бемидбар 13:8, 13:16, Рашбам). По свидетельству кабалистов, был новым воплощением души праведного Йосефа (см.), сына праотца Яакова (см.) (Седер адорот).

Происходил из колена Эфраима (Бемидбар 13:8). Его дед Элишама, сын Амиуда, являлся вождем этого колена (там же 2:18, 10:22), а прадед Амиуд был праправнуком первенца Эфраима (см.), Шутелаха (I Диврей аямим 7:22—27, Мальбим).

В 2418 году /1342 г. до н.э./ значительная часть потомков Эфраима под предводительством вождя по имени Игнон (или Гнон) бежала из египетского рабства (Сефер аяшар, Шмот; Пиркей дераби Элиэзер 48; Седер адорот). Существуют свидетельства того, что Игнон и был Нуном — отцом Ошеи (Ялкут Шимони, Диврей аямим 1077; Оцар ишей аТанах, Нун). И в древней хронике это имя читается не Нун, а Нон (см. I Диврей аямим 7:27). А в Талмуде рассказывается, что «сыны Эфраима высчитали конец (египетского изгнания), но ошиблись» (Санхедрин 92б). Часть беглецов уничтожили нагнавшие их египтяне (Оцар ишей аТанах, Нун), а остальные, хотя и достигли земли Кнаан, но были истреблены филистимлянами у города Гата (I Диврей аямим 7:20-21, Таргум; Сефер аяшар, Шмот).

В 2447 году /1313 г. до н.э./, когда Ошее был 41 год, в Египет пришел пророк Моше (см.), чтобы вывести евреев из рабства. 14 нисана 2448 года /1312 г. до н.э./, за день до исхода, Ошеа помог Моше и его брату Аарону (см.) сделать обрезание всем сынам Израиля, ведь в годы рабства евреи перестали выполнять эту заповедь (Шмот раба 19:5; Бемидбар раба 11:3; Седер олам раба 5). А 15 нисана сыны Израиля вышли из Египта и направились в сторону Синайской пустыни (Шмот 12:37—38; Бемидбар 33:3; Седер олам раба 5). К этому моменту в колене Эфраима, одним из вождей которого был Ошеа бин Нун, насчитывалось сорок тысяч пятьсот мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:32—33).

Источник

Автор(ы) ответа:

https://sprosiravina.ru/?p=1047

2 комментария к “Жизнь Йеошуа до Исхода из Египта или как понимать мидраш”

  1. Очень интересно

  2. Книга р. Ариэля Триггера » Сокровищница Агады». Агаду нельзя понимать буквально.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *