Вопрос:
Нужно ли скручивать свиток Торы прежде чем произнести благословение перед чтением Торы?
Ответ:
В основании ответа на этот вопрос лежит алахический спор раби Меира и раби Йеуды (Мегила 32а). Раби Меир считает, что вызванный к Торе сначала открывает свиток, находит пасук, с которого начинается чтение, чтобы знать – на что именно он будет произносить благословение, затем скручивает обратно и только после этого благословляет (при свёрнутом свитке). После этого он вновь раскрывает свиток и читает.
В чём причина позиции раби Меира? Во время благословения свиток Торы должен быть свёрнут, чтобы у присутствующих не возникло ошибочного понимания, что текст благословения записан в самом свитке, так как любое лишнее слово делает свиток некошерным.
Раби Йеуда не разделяет опасения раби Меира, поскольку он считает, что все люди знают, что в свитке Торы не записано это благословение. Соласно мнению раби Йеуды предпочтительно оставить свиток открытым во время благословения перед чтением Торы. Почему? Приведём несколько причин:
1. Любая вещь или предмет, или явление, на которые мы говорим благословение, должны находиться перед человеком или в его поле зрения в момент произнесения благословения (Рамбам, Алахот Тфила 12.5).
2. Дополнительные манипуляции со свитком Торы можно расценить как «тирха де цибура» (утруждение для общины), ведь тем самым мы заставляем ждать всю общину (Бейт Йосеф, О.Х.139:4).
3. Не должно быть перерыва между благословением и действием больше, чем минимальный промежуток времени (тох кдей дибур), за который можно произнести короткое приветствие «Шалом алеха Раби» – «Мир тебе, мой учитель» (При мегадим, 139).
Подтверждение слов раби Йеуды можно найти в Танахе. В пророке Нехемья (8. 5-6) написано: «И открыл Эзра свиток на глазах у всего народа,.. и благословил Эзра». Мы видим из текста, что во время произнесения Эзрой благословения свиток был открыт (Софрим, Кесеф Мишне).
Тосафот, разъясняя мнение раби Йеуды, считают, что даже раби Йеуда согласен, что лехатхила (изначально) благословение перед чтением Торы нужно читать при свёрнутом свитке также, как мы делаем это по завершении чтения свитка: сначала сворачиваем и лишь потом произносим благословение после чтения Торы.
Но другие ришоним (Риф, Рамбам, Рош) приводят на алаху слова раби Йеуды в их первоначальном понимании, а именно, что во время благословения перед чтением Торы свиток должен быть открыт по причинам, которые мы привели выше. В соответствии с этим мнением устанавливают практический закон Тур и Шульхан арух (О.Х. 139:4).
Рамо приводит мнение «Коль бо», что во время благословения благословляющему следует повернуть лицо в сторону от открытого свитка. При этом, уточняет Рамо, поворот головы должен быть в левую сторону.
Однако, «Биюр алаха» утверждает, что есть поступающие согласно мнению Тосафот, то есть изначально правильнее свиток всё же свернуть, произнести благословение, снова развернуть и начать чтение.
На практике:
1. Восточные евреи, следуя мнению Шульхан арух, благословляют при открытом свитке Торы.
2. Европейские евреи (ашкеназы) благословляют либо в соответствии с мнением Рамо (при открытом свитке, но поворачивая лицо влево), либо в соответствии с мнением Биюр алаха (при закрытом свитке).
3. В любом случае прежде чем начать благословение необходимо чётко знать, с какого места будет начато чтение, найдя это место в свитке.
4. Несмотря на описанные здесь подходы, в каждой общине могут быть свои нюансы (например, в общинах восточных евреев могут покрывать текст свитка тканью во время произнесения благословения), а потому следует поступать в соответствии с обычаем общины.
Добавить комментарий