Вопрос:

Я не верю в абсолютную истину — я считаю, что у каждого она своя. Объясните, зачем мне нужен иудаизм, если я могу быть хорошим человеком и без него?

Ответ:

Человек, который всегда старается начинать с самого начала, вряд ли в конце концов поймет, что является абсолютной истиной, даже если речь идет об абсолютном гении, прилагающем серьезные духовные и интеллектуальные усилия. Это невозможно глубокая и сложная работа. Единственный, про кого мы на самом деле знаем, что ему это удалось – это праотец наш Авраам. Если даже вы великодушно согласитесь причислить к ним и Сократа, Платона и Аристотеля, вы все равно можете пересчитать их всех по пальцам одной руки. Сколько людей хотя бы в состоянии размышлять на уровне, достаточно глубоком для того, чтобы надеяться достичь решения?

Давайте предположим, что перед нами такой вот человек, мыслитель всемирно-исторического уровня. Давайте предположим, что в конце концов он таки-достиг, чего хотел. Тогда он или она превращаются во второго Авраама и формулируют для себя все заново. Но у нас еще остается проблема: ведь цивилизация и мир не могут прогрессировать, если каждый всегда начинает снова и снова с самого начала. Пока люди не хотят строить на фундаменте традиции предшествующих поколений, вносить свой вклад в накапливающееся чудо мировой истории, мы будем всегда начинать все сначала.

На самом деле, это – часть той проблемы, которую мы видим в сегодняшнем мире. После Второй мировой войны, при ООН, было убито больше людей, чем во время самой Второй мировой войны и, возможно, больше, чем в любой другой период истории. Несмотря на ужасы нацизма, и, казалось бы извлечённые уроки, мы так и не смогли решить проблему врожденной склонности человека ко злу. Подход, согласно которому каждый лично должен приложить все усилия для открытия истины, основан на мифе о том, что человечество в целом рационально и последовательно в своём стремлении стать лучше. Не менее пятидесяти миллионов послевоенных смертей, к сожалению, опровергают эту идею.

Существует вариант того же самого желания сделать все самостоятельно – вера в относительную истину. Однако следствием теории относительности истины является убеждение в том, что не существует никакой другой шкалы ценностей, кроме той, которую я сам для себя принял. Поэтому-то никто на самом деле в это и не верит. На самом деле каждый считает, что убийство, ложь, воровство, сплетничество и т.д. — абсолютно плохи.

В последнее время стало модным считать, что в различных культурах приняты различные системы ценностей. То, что считается правильным или неправильным в одной культуре, может не считаться правильным или неправильным в другой. Существуют и людоедские культуры, и культуры, гораздо более сексуально раскрепощенные. Существуют более консервативные и более либеральные культуры. Демократия может годиться для Америки, но совершенно не подходить для Африки. Но так считает на самом деле очень незначительное меньшинство. Сложно встретить человека, говорящего, что красть хорошо, но что сам он не крадет лишь в силу утилитарных соображений, вроде того, что «мы не хотели бы, чтобы другие крали у нас, поэтому мы все решили не воровать, просто договорившись друг с другом». В глубине души люди полагают, что воровать — ПЛОХО.

Однажды в «Wall Street Journal» появилась статья об одном студенте философии, который написал эссе об относительности ценностей. Преподаватель не засчитал его работу. Тогда он пришел к нему ругаться и закричал на него: «Почему же вы не засчитали мою работу?». Тот сказал: «Потому что я считаю, что написанное вами неверно». «Что вы имеете в виду?» — спросил студент, и преподаватель привел ему аргумент против относительности ценностей. «Я с этим не согласен», — сказал студент. Преподаватель привел другой аргумент, и студент снова сказал: «С этим я тоже не согласен». Преподаватель попытался еще раз, студент отверг его соображения, и тогда преподаватель сказал: «Я так или иначе вас не аттестую». «Но вы не можете, это нечестно», — сказал студент. На это преподаватель просто рассмеялся, показав, что студент на самом деле исходит из того, что есть некоторые стандарты, есть некоторые общие ценности. Вы можете судить кого-то, только исходя из объективных стандартов. И у преподавателя не было никакого права изобретать свои собственные относительные ценности и решать, что он собирается завалить студента просто потому, что ему этого хочется. Мы все согласны, что существует такая вещь, как объективная реальность.

Автор(ы) ответа:

https://sprosiravina.ru/?p=421

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *