Вопрос:

Почему ортодоксальный иудаизм не признаёт другие течения, такие как консервативный или реформистский иудаизм? Почему бы, например, в сегодняшних реалиях не расширить понимание того, кого считать евреем?

Ответ:

Предварительные замечания:
Обсуждая проблемы, связанные с консерваторами и реформистами, необходимо держать в памяти три важных момента:

1) Консервативное и реформистское движения распространяют ложь о том, что ортодоксия не рассматривает консервативных и реформистских евреев как евреев. Поэтому важно объяснить, что тема «кто еврей» относится лишь к неевреям, которые хотят перейти в иудаизм, и не имеет никакого отношения к тем, кто родился евреем.

2) Некоторые моменты в позиции реформистов относительно наследования по отцовской линии достаточно запутаны. Это значит, что реформистское движение считает человека евреем, если хотя бы один из его родителей был евреем, даже если этот один из родителей – отец.

3) Большинство консервативных или реформистских евреев не относят себя к этим течениям в силу каких-то идеологических причин. Они ходят в реформистскую синагогу просто потому, что там они чувствуют себя комфортнее всего. Другими словами, реформистская или консервативная убежденность часто является функцией принадлежности к общине, а не идеологии или веры. На самом деле большинство из них не имеют представления о том, в чем состоит официальная идеология их движения. Они знают только, что хотят сидеть вместе со своими мужьями / женами в синагоге, и именно там они могут это делать. Поэтому большинство из тех, кто становится баалей тшува (возвращаются к вере), не испытывают никакого побуждения выяснить, что же было ошибочным в консервативной или реформистской идеологии. Когда возрастает их преданность иудаизму Торы, тема этих «других течений» просто исчезает из поля их зрения.

Ответы, которые мы приводим ниже, отражают эти рассуждения. Это не означает, что эти ответы будут эффективны для всех. Может наступить такой момент, когда вы встретите человека, действительно верящего в консервативный иудаизм. Но ответ такому человеку – это не та цель, которой мы сейчас стремимся достичь.

Кто еврей?

Вопрос «Кто еврей?» не применим к тем, кто уже является евреем. Согласно Торе, даже еврей, который перешел в другую религию, остается евреем. В отличие от этого, например, реформистское движение не признаёт евреем человека, который принял другую веру. Поэтому вопрос «Кто является евреем?» относится только к тем, кто собирается перейти в иудаизм. А к этой теме спор между ортодоксами, консерваторами и реформистами вообще не имеет отношения. На протяжении тысяч лет, задолго до того, как возникли эти три «течения», не было никаких разногласий по поводу того, каким образом должен происходить переход в иудаизм, какую проверку искренности должны были пройти желающие это сделать, и какой уровень убежденности и соблюдения от них требовался. 

Почему ортодоксальный иудаизм не признаёт другие течения, такие как консервативный или реформистский иудаизм?

Иудаизм исключительно плюралистичен1. Согласно мнению наших мудрецов, у каждого стиха из Торы есть семьдесят интерпретаций. Существуют десятки различных хасидских течений, появившиеся в последние несколько сот лет. Есть ашкеназим (европейские евреи) и сфарадим (восточные евреи), есть горские евреи – все со своими собственными обычаями. Есть множество различных типов сфарадим, каждый из которых выражает свое еврейство немного по-другому. Поэтому, несомненно, иудаизм допускает богатейшую палитру разнообразных обычаев и даже различные интерпретации многих законов.

Однако не все альтернативы правильны. Иудаизм Торы не любит и не использует ярлыков «реформистский еврей», «консервативный еврей» и «ортодоксальный еврей». Эти ярлыки имеют относительно недавнее происхождение и не характерны для иудаизма. Исторически иудаизм не признавал таких различий евреев по типам. Действительно, были (и часть из них до сих пор существуют, хотя уже увядают) караимы, ессеи и т.д., но это были группы, которые предпочли отделиться от иудаизма и еврейского народа.

Хотя и правда, что консерваторы и реформисты имеют в своих идеологиях некоторые точки пересечения с иудаизмом, это совершенно не интересует среднего консерватора, реформиста или ортодокса. Единственная настоящая разграничительная черта проходит между теми, кто страстно привержен своему еврейству, любит изучение Торы и выполнение заповедей (или хочет это делать) и теми, кто менее пылок, информирован или вовлечен. Мы четко позиционируем себя как сторонников приверженности и знания, поскольку иначе еврейский народ не выжил бы.

Для того, чтобы стать знающим евреем, требуется убежденность и страсть, и те же убежденность и страсть требуются для того, чтобы соблюдать заповеди. Тора требует от всех евреев, реформистских, консервативных и ортодоксальных, разделять эту страсть. Мы обращаемся с просьбой ко всем евреям, реформистским, консервативным и ортодоксальным, продолжать расти в своем иудаизме, становиться ближе к его древней, невероятно глубокой мудрости, делать его неотъемлемой частью своей жизни, и двигаться вперед «от заповеди к заповеди».


1 Несмотря на плюралистичность иудаизма, не все может быть названо иудаизмом. Христианство может утверждать, что оно является преемником иудаизма, но не самим иудаизмом. То же самое относится к караимам, религии ессеев, бахаизму или религии кутейцев, несмотря на то, что люди, создавшие эти религии, все были евреями и изначально рассматривали их как основанные на иудаизме. Если Тора имеет смысл как свод законов для всех поколений, она должна содержать набор принципов, интерпретаций, набор основополагающих утверждений и правил, в рамках которых должно оставаться любое аутентичное выражение иудаизма.

Группа французов не может, переехав на остров Св. Елены, объявить свою страну Америкой, утверждая, что они-то и есть настоящие американцы, поскольку они более строго придерживаются американской культуры и всего остального, чем сами американцы, даже если это правда. Даже группа американцев не может этого сделать. Самое большее, что они могут сделать – это провозгласить себя новым независимым образованием и объявить, что они являются преемниками настоящих американцев. У еврейской религии всегда были и признанное определение того, кто является евреем, и признанная община – в течение более чем трех тысяч лет. Кто угодно имеет полное право организовать любую пост-еврейскую религию или нацию с любыми законами, точно так же, как любой может выдумать несколько новых правил для шахмат. Но они могут назвать получившуюся религию иудаизмом не более, чем получившуюся игру – шахматами. Если кто-то совершает переход в иудаизм согласно правилам реформистов, он не совершил реформистский переход в иудаизм, он совершил переход в реформизм. Нет реформистских, консервативных, ортодоксальных и тд евреев, есть только евреи (хотя некоторые из них, возможно, практикуют различные религии). Поэтому не может быть никакого иудаизма под названием «реформистский иудаизм», хотя вполне может быть новая религия, называемая «реформизм».

Автор(ы) ответа:

https://sprosiravina.ru/?p=452

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *