Вопрос:

Раввины часто дают стихам из Торы свои интерпретации. Чем мои интерпретации хуже их?

Ответ:

Святой язык (лашон а-кодеш) – это очень точный язык1. Он располагает крайне богатым словарем духовных понятий, необходимых для того, чтобы точно раскрывать понятия добра и зла, чистоты, святости и их противоположностей. При этом одни слова святого языка весьма определенными путями связаны с другими словами. Кроме того, у святого языка очень ясная и точная грамматика.

Когда наши мудрецы приступают к пониманию стиха, они действуют, как ученые, располагающие четким набором средств интерпретации. Они выясняют, какие именно слова использованы, они выявляют явные избыточности (лишние буквы, лишние слова и т.д.), а затем выясняют, какие из 13 принципов толкования Торы здесь применимы. Они выявляют все явные двусмысленности в тексте и перечисляют все возможные способы объяснения этого стиха. Затем они истолковывают стих на всех четырех уровнях толкования, выясняют, совместимы ли эти уровни, а также выясняют, совместимы ли получившиеся толкования со всем остальным, что сказано в Торе2. Как мы видим, толкование Торы – это не свободное упражнение в творческих способностях. Это результат структурированного научного исследования, когда подразумеваемое значение стиха возникает как неизбежное следствие из найденной информации.


1 Сложность и мудрость святого языка таковы, что люди не могли бы изобрести его. Внутренняя логика и взаимосвязь букв и слов невообразимо превосходят все другие языки мира. Тот факт, что мы получили Тору на святом языке, является еще одним доказательством Б-жественного происхождения Торы.
Святой язык – это сосуд, через который проходят все духовные влияния, которые спускает в наш мир Всевышний. Поэтому он и называется святым.

Другие же языки – это языки согласно договору, то есть они работают в случае общего решения группы людей использовать определенные звуки (слова) для обозначения определенных вещей. Святой же язык – сущностный, то есть его слова на некотором уровне отражают реальность конкретного предмета. Поскольку Б-г, когда творил мир, использовал святой яызк, мы могли бы, проследив путь любого предмета назад по его духовной траектории, обнаружить, что на некоторой стадии (в Мире Творения) он превращается в слово. Таким образом, слово – это реальность предмета на более высоком уровне. Именно таким образом Адам – первый человек – узнал имена животных.

Берешит 2:19:
«И как называл Адам животе существо — таково было и его имя»
То есть то, что, по мнению Адама, было названием каждого животного, было и на самом деле его названием, его сущностью. Таким образом, слово реально содержит ту физическую данность, которую производит. Человек, который представляет собой микрокосм, сделан из всех 22 букв.

Каббалистическим произведением, занимающимся проблемой построения из слов, как из кирпичей, всего мира, является ספר היצירה, Сэфер а-Йецира, «Книга творения», которая, согласно Кузари (высказывание 4, разд. 55), была написана нашим праотцом Авраамом. Буквы рассматриваются как кирпичи, а слова – как ряды кирпичей, из которых строится здание.

Все параметры букв и слов точно соответствуют реальности. Поэтому их можно анализировать по форме, числовому значению, звучанию и по их отношению к другим буквам или словам. Так как они воплощают цельные реальности, они переводятся не только на язык цельной реальности физической материи, но также и на язык реальности времени (каждому месяцу соответствует буква), и на язык реальности самого еврейского народа (каждого колена) (согласно «Сэфер а-Йецира»).

2 Раввин Ш.Р. Гирш сказал, что тот способ, который избрали другие религии, включая реформизм, для толкования Торы, не является научным. Анализируя Тору каким-либо конкретным образом, вы получаете конкретное толкование. Это толкование очень редко совпадает с переводом, который человек делает, не задумываясь. В некоторый местах Раши говорит, что простой смысл стиха совпадает с его буквальным смыслом. Это означает, что во всех остальных местах простой смысл стиха не совсем совпадает с его буквальным смыслом. Если вы просмотрите комментарий Раши, вы обнаружите, что он задает очень специфические вопросы, и его объяснение – это выяснение того, что стих имел в виду, на основании грамматики стиха, его избыточности, порядка слов и причины выбора данного конкретного слова. По словам рава Гирша, рассматривая, к каким категориям букв относится слово, мы можем понять как общий класс значений, к которому данное слово принадлежит, так и конкретное значение этого слова. «Сэфер а-Йецира» и «Зоар» говорят, что буквы можно разделить на классы по их звучанию. ד, י, נ, ט, где кончик языка прилегает к зубам, ב, ו, מ, פ, которые произносятся при сжатых губах, א ע, ה — гортанные. Если вы разбираете слово, вы должны:
1) просмотреть все случаи использования данного слова,
2) разбирать это слово в контексте значений составляющих его букв.

Автор(ы) ответа:

https://sprosiravina.ru/?p=460

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *