Вопрос:
Почему женщина должна покрывать волосы?
Ответ:
Волосы – это, видимо, единственная часть женского тела, единственное назначение которой заключается в том, чтобы делать ее более красивой. Женщина закрывает волосы потому, что они – часть ее внутренней красоты1, которую только ее муж, интимно зная эту внутреннюю красоту, способен правильно воспринять. Поэтому еврейские женщины в течение столетий закрывали свои волосы, выражая этим свою суть как созданий, с глубоким чувством внутренней скромности. Строго говоря, женщине нет необходимости прикрывать голову в присутствии другой женщины – только в присутствии других мужчин. Но многие женщины ощущают свое внутренне чувство скромности затронутым, если их волосы открыты даже в тех случаях, когда это алахически разрешено2.
«Голова – часть тела, заключающая в себе разум, – символизирует наше более высокое положение как человеческих существ. Придавая голове особое значение, мы тем самым подчеркиваем то ощущение «бытия человеком», которое от нас исходит (например, выпускники колледжей надевают специальные четырехугольные шапочки с кисточками, индейские вожди отличаются специальными головными уборами, первосвященник в Храме надевал совершенно особенную шапку, носившую название мицнефет). Замужняя женщина закрывает волосы, подчеркивая то, что она теперь достигла более уважаемого социального положения». (Гила Манельсон, Внутри/Снаружи).
Покрытие женских волос после начала интимной жизни сродни включению ее ауры в ее внутреннюю суть («соф амакиф» – «окружающая тайна»), так же, как мужчина после свадьбы начинает покрывать голову талитом во время молитвы3.
Почему только замужние женщины?
Женщина, вышедшая замуж, покрывает волосы, чтобы выразить «глубокое и необратимое изменение, происшедшее, когда она из одинокой стала замужней, сменила свою сексуальную неопытность на непосредственное знание интимной сферы. Когда женщина, более не являющаяся невежественной в сексуальной сфере, выражает нечто чувственное, она «излучает этим больше энергии», так как сама теперь на опыте знает, к каким последствиям это может привести. Когда женщина после свадьбы покрывает волосы, она говорит этим: «Мои глаза открылись, но я собираюсь удерживать мою сексуальность там, где она должна быть: в интимной сфере брака». (Снаружи/Внутри, стр. 46-47).
На самом деле, сексуальный опыт даже вне рамок брака рассматривается как достаточная причина закрывать волосы. Поэтому Тамар стала покрывать волосы после того, как Амнон изнасиловал ее. (Шмуэль 2, 13:19). Чтобы отразить то, что ее интимность была нарушена, и чтобы сохранить свое естественное чувство стыдливости и скромности, она на людях стала покрывать волосы. Это было очищением, выходящим за рамки того, что обычно ожидается от незамужней девушки. (Скромность — украшение жизни, стр. 245).
Во времена мудрецов Талмуда даже неевреи чувствовали, что после свадьбы следует покрывать волосы («Сангедрин» 58б).
Лайза Эйкен, стр. 133: «Некоторые удивляются, чего ради замужняя женщина покрывает волосы, если она более красива в парике, чем с собственными волосами. Нет никакой причины, по которой женщине следовало бы выглядеть красивой – ей запрещено выглядеть привлекающей«.
Снаружи/внутри, стр. 48-49: «Во всех культурах те, кто хотят показать другим свой более высокий статус, обращают внимание на голову. Выпускники университетов надевают особенные, четырехугольные шапочки с кисточкой. Священники почти всех религий отличаются бросающимися в глаза головными уборами. Священники в Еврейском Храме надевали головные уборы, напоминающие тюрбаны. Среди племен коренных американцев, вожди надевают самые высокие головные уборы. Все они интуитивно понимают, что голова, где расположен мозг, есть вместилище нашего «бытия человеком», и, обращая на нее внимание, человек сильнее подчеркивает свой статус человеческого существа… С этой точки зрения, женщина покрывает голову после свадьбы в знак того более высокого положения, которое теперь занимает. На самом деле, многие женщины относятся к своему головному убору так же, как королева – к своей короне».
1 Волосы Хавы, как и все остальное ее тело, не были покрыты. Но мы видим, что с самого начала ее волосы были очень важной стороной ее привлекательности в глазах Адама. Поэтому Б-г украсил ее, сделав ей привлекательную прическу, перед тем, как представить ее Адаму. (Трактат «Шаббат», 95а). И это было сделано, даже несмотря на то, что он не реагировал на ее внешнюю красоту, из-за чего ей не нужно было надевать одежду. Это означает, что ее волосы, вырастая, как мы это видели, из самой вершины всего ее существа, излучают нечто большее, чем просто физическую красоту.
2
«Брахот» 24а: Сказал рав Шешет: Волосы женщины – срам».
Женщина, подозреваемая в неверности:
Бемидбар 5:18: «И поставит коэн эту женщину перед Б-гом, и обнажит голову (растреплет волосы) этой женщины…»
Раши на это место: «Разрушает ее прическу, чтобы опозорить ее. Отсюда мы делаем вывод относительно дочерей Израиля: непокрытая голова – позор для них».
Трактат «Йома» 47а: Учили мудрецы в барайте: Семь сыновей было у Кимхит, и все служили первосвященниками. Сказали ей мудрецы: «Что же ты сделала, что удостоилась такого?» Сказала им: «Никогда не видели стены моего дома моей прически».
Отсюда мы видим, что скромность, выражающаяся в прикрывании волос, не зависит от мужчины, который может это видеть. Кимхит утверждала, что ее внутреннее ощущение скромности никогда не было нарушено, видел ее кто-либо или нет.
3 В иудаизме есть такое понятие «сод амакиф» – «окружающая тайна». У каждого человека есть пять уровней души. Первые три – «нешама», «руах» и «нефеш» – находятся в теле человека. Следующие два – «хайя» и «йехида» – хотя и связаны с телом, но не заключены внутри него. Согласно одному из каббалистических представлений, «хайя» окружает тело, в то время как «йехида» – наивысший уровень души – присоединена к телу сверху (Рамхаль). Это и называется «соф амакиф», «окружающая тайна», аура святости, окружающая тело (Рабби Матитьягу Глазерсон). Мы рассказываем это, чтобы объяснить, зачем мужчина покрывает голову талитом, когда молится утром. Женщина, обладающая гораздо большим чувством скромности, выражает эту идею, все время покрывая волосы. Однако среди ашкеназим принято закутываться в талит также лишь после свадьбы; и даже среди сфарадим, у которых принято закутываться в талит после бар-мицвы, голову покрывают талитом также лишь после свадьбы.
Некоторые считают, что именно головной тфиллин содержит в себе «соф амакиф», «окружающую тайну», или составляет ее часть. Поэтому раввин Шимон Шваб утверждает, что женщина потому не обязана накладывать тфиллин, что она, покрывая волосы, «накладывает свой тфиллин» каждый день. (В книге раввина Песаха Элиягу «Скромность — украшение жизни», стр. 243)
Добавить комментарий