Вопрос:
Почему я должен жениться на еврейке (выходить замуж за еврея)?
Ответ:
a) Я на самом деле нерелигиозен, так что мне это все равно.
Человек не знает, насколько нечто для него важно, пока он этого не лишился. Еврей не может понять, насколько важно для него быть евреем, пока не услышит антисемитского высказывания или пока кто-нибудь не попытается заставить его детей принять другую веру.
Кроме того, кто сказал, что быть евреем – это только вопрос религии? На протяжении истории было множество евреев, которые не были религиозными, но тем не менее хотели только одного – отдать свои жизни ради еврейского народа, ради еврейских принципов или ради того, чтобы их дети могли оставаться евреями.
Во время учёбы в ВУЗе или начале карьерного пути религия часто занимает меньше всего места в жизни человека. При этом именно в это время люди, как правило, встречают того/ту, с кем собираются связать свою жизнь. Лишь после того, как человек создает семью и начинает воспитывать детей, традиционные ценности приобретают для гораздо большее значение.
В смешанных браках вопрос еврейской идентификации рано или поздно возникает, даже если супружеская пара считает, что позаботилась о его окончательном решении, растя детей в атмосфере уважения к традициям папы и мамы.
b) Я нашел идеального партнера. Почему вы хотите сломать мое личное счастье?
В наши дни многие пары живут вместе, не заключая формального брака. Как правило то, что на практике заставляет людей заключать брак – рождение детей. Большинство людей рассматривают семью, где супруги заключили брак, как лучшее обеспечение будущего их детей.
Рано или поздно вопрос о том, как вы собираетесь воспитывать детей, непременно возникнет. Будут ли они христианами, евреями, мусульманами, буддистами, атеистами или смесью того и другого?
Если вы думаете так же, как большинство евреев, то идея воспитания ваших детей в другой вере будет, скорее всего, беспокоить вас. Мы смотрим на наших детей как на наше собственное продолжение. Это очень глубоко укорененный в нас механизм выживания, присущий любому еврею, который запрещает нам переходить в другие религии. Если принятие другой веры в какой бы то ни было форме пугает вас, вы в будущем не захотите, чтобы и ваши дети приняли другую веру.
Так что вы, вероятнее всего, захотите, чтобы ваши дети выросли евреями. Поймет ли ваш партнер это, и согласится ли он на это? Многие евреи сегодня живут с совершенно ложным представлением, что современные неевреи будто бы проявляют гибкость в религиозных вопросах. Но вот в США, например, исследования Института Гэллапа показали, что 90% американцев идентифицируются с какой-либо религией (93% из этих людей считает себя христианами, 2% — евреями).
И еще более важный вопрос: как будет ребенок относиться к своему еврейству, если только один из его родителей будет евреем? («Мам, ты думаешь, что я пойду в еврейскую школу и буду устраивать бар-мицву, если ты даже не можешь убедить папу стать евреем?»).
c) Почему бы не дать моим детям лучшее, что есть в обоих мирах, а затем предоставить им самим выбрать?
Это действительно честно по отношению к вашим детям? Разве вы на самом деле не собираетесь предложить им выбрать между мамой и папой или между двумя парами бабушек и дедушек? Если вы вспомните собственное детство, вы увидите, что мама с папой разрешали вам выбирать, какого цвета одежду надеть, а не «пойти или не пойти сегодня в школу». Когда ребенку предлагают выбрать самому, сообщение, которое он получает, состоит в том, что это на самом деле не важно. Когда ребенку предлагают выбор между иудаизмом и какой-то другой религией, ребенок, скорее всего, не выберет ни того, ни другого.
В этот период вашей жизни вы, возможно, думаете, что религиозные вопросы не так уж важны. Поэтому вы будете удовлетворены, если ваш ребенок вырастет без всякой религии. Очень вероятно, что, когда у вас появятся дети, вы измените свое мнение. И что вы тогда станете делать? Что будет, если в захотите сделать своему сыну обрезание, а ваш партнер будет против? Что вы станете делать, если ваша дочь захочет пойти в христианскую воскресную школу, чтобы быть вместе с подружками?
Даже если вы, как родители, согласитесь воспитывать детей в обеих религиях – ребенка это будет ужасно сбивать с толку и поэтому будет совершенно нечестно по отношению к нему. Ребенку необходимо чувство принадлежности. Только супергении и духовные гиганты вроде Авраама могут принять все решения сами. Кроме того, иудаизм сильно отличается от других религий. Никто не может быть одновременно евреем и, например, христианином. Более того, большая часть иудаизма построена на семейном опыте, на переживании тепла совместного Шаббата, на Пасхальном Седере, на обсуждении того, в чем же состоят ваши моральные и духовные традиции – это просто невозможно, если один из родителей стоит вне этого, если вы сведете иудаизм к бессмысленному набору разных обычаев. Но тогда это ложь – быть евреем означает не это. Ваши дети будут понимать, видят ли они настоящий иудаизм или нет.
Кроме семейных рамок есть еще социальный опыт, который показывает, что воспитание ребенка в двух религиях не означает, что он принадлежит к двум религиозным общинам – обычно это означает, что он не принадлежит ни к одной. У него не будет общины, с которой он мог бы разделить свои радости и печали, которая отпраздновала бы его успех и посочувствовала бы в неудаче.
d) Вы, кажется, не понимаете: я люблю его/её!
Если вы действительно кого-то любите, вы будете желать ему счастья. Вероятно, вы не понимаете, к каким проблемам приведут религиозные различия позже, когда вы заключите брак. Ведь если вы читаете эти строки, то ваша религия что-то да значит для вас сегодня, а после рождения детей, когда встанет вопрос о традиции, вам либо придется сломать себя, либо регулярно напрягать отношения с супругом из-за этого? Стоит ли строить брак на такой зыбкой основе?
Следует сначала определить, в чем состоят ваши жизненные цели, а затем искать партнера, который им бы удовлетворял, а не поступать наоборот: сначала найти партнера, а затем пытаться так перестроить ваши жизни, чтобы они позволяли достичь целей обоих.
e) А если мой партнер согласится принять иудаизм?
А если нет? Из каждый ста браков межу евреями и неевреями меньше чем в десяти происходит переход в иудаизм. Попросить кого-то оставить свою религию и принять другую значит просить очень многого.
Не следует вступать в отношения с кем-то, заранее предполагая, что партнера придется менять. При изменениях всегда приходится чем-то жертвовать – часто самими отношениями.
f) Если я буду назначать свидания только с евреями, я буду считать себя расистом.
Я надеюсь, что вы все же оставляете за собой право определять, кто будет матерью или отцом ваших детей. Вы не должны вступать в брак с кем-то, кого вы не видите в этой роли.
Мы часто думаем, что вступим в брак с первым же, с кем у нас будет свидание. Поэтому, если человек собирается разборчиво подходить к вопросу о том, с кем он вступит в брак, он должен быть так же разборчив в вопросе о том, с кем он встречается.
Очень важно хорошо представлять себе те многочисленные трудности, которые возникают, если человек вступает в серьезные отношения с кем-то, с кем не собирается вступить в брак. Вам или вашему партнеру будет нанесена обида. Поскольку «встречи» обычно случайно переходят от временной дружбы к серьезным отношениям, вы должны тщательнее выбирать, с кем вы «встречаетесь».
Люди вступают в смешанные браки по многим причинам – возможно, они встречались со многими евреями и нашли их всех мелкими и бесчувственными, а в конце концов встретили нееврея, который оказался глубоким и заботливым. Такие люди часто думают, что должны непременно вступить в брак с тем, кого полюбили, чтобы не упустить единственную возможность. Они обычно думают, что проблема высокого процента разводов и другие семейные проблемы, характерные для смешанных браков, их не коснутся.
g) Даже если я вступлю в смешанный брак, я буду стараться воспитать своих детей евреями.
Мужчине:
Если вы не женитесь на еврейке, ваши дети не будут евреями. С очень большой долей вероятности на каком-то этапе жизни ваш ребенок будет потрясен тем, что его/ее считают неевреем, хотя у него еврейская фамилия и ему с детства прививали любовь к еврейской традиции. Вы можете представить себе травму, которую переживают такие люди… Как же можно быть настолько эгоистичным, чтобы сознательно причинить своему ребенку такую боль?
Женщине:
Даже если вы воспитаете своих детей евреями, они вряд ли останутся ими. Статистика показывает, что менее 10% детей от смешанных браков причисляют себя к евреям. Внуки таких семей почти никогда не бывают евреями. Не обманывайте себя словами о том, что у вас все будет по-другому – вы играете с жизнями других.
Мужчине или женщине:
Даже если ваш супруг или супруга говорят, что не имеют ничего против того, чтобы дети были воспитаны евреями, очень вероятно, что, когда дети действительно появятся, их отношение изменится. Появление детей заставляет родителей сильнее ощущать свою принадлежность: вы, скорее всего, почувствуете себя большим евреем в тот самый момент, когда он или она почувствуют себя большими христианами/мусульманами. Вы захотите сделать своему сыну обрезание, а он сочтет это варварским обычаем; ваша супруга захочет взять ребенка с собой в церковь на рождество (и не важно, что до этого она никогда там не была), вас же это ужасно разозлит. Очень часто эти конфликты выплескиваются в большую семью, заставляя вас делать выбор между вашим супругом и родителями или братьями и сестрами. Чем старше вы становитесь, тем большее значение приобретают эти отношения. Это одна из причин того, почему в смешанных браках процент разводов превышает 50%, в отличие от 20% для всех еврейских браков – вы оказываетесь вовлеченным в брак, который, скорее всего, распадется. Ваши дети будут всегда страдать от этого.
Добавить комментарий