Вопрос:

Каково еврейское понятие грешника и святого?

Ответ:

Понятий святого и грешника в иудаизме не существует. Иудаизм располагает целым набором слов, описывающих духовно отрицательные понятия, например, טומאה (ритуальная нечистота), חטא (преступление, совершенное по ошибке; на русский язык обычно не вполне правильно переводится как «грех»), עבירה (нарушение заповеди). Для нас отрицательная и положительная духовность лишь относительны, они не могут быть выражены одним словом. Обычно, однако, используется слово עבירה (нарушение), литературное значение которого – «миновать», то есть «миновать, оставить позади возможность выполнить желание Б-га». Также это называется חטא, нехватка, что означает, что мы потерпели неудачу в попытке реализовать свой духовный потенциал, не сделав чего-то положительного или сделав это плохо.

Поэтому святых в иудаизме тоже нет1, хотя есть праведные мужчины и женщины. צדיקים, праведники – это обычные люди, как вы и я, которые, работая над своими характерами, приобрели святость. Никаких титулов за это не присваивается, и никаких премий не вручается. На самом деле, наилучшим доказательством того, что данный человек – не цадик, является то, что он сознательно старается добиться того, чтобы его так называли.

Цадик, так же, как вы и я, продолжает бороться с собой и духовно расти. Его величие – не столько в героических деяниях, сколько в повседневных стандартах совершенства, которые он применяет к своей жизни. Мы все, видимо, можем быть героями, когда происходит что-то из ряда вон выходящее. Но настоящий еврейский героизм проявляется в малых делах. На первый взгляд, праведный еврей делает то же самое, что и все остальные – он старается давать, быть дружелюбным и теплым, молиться с чувством и выполнять заповеди. Мы тоже, как и праведники, стараемся улыбаться друзьям и молиться Б-гу. Разница между праведником и обычным человеком в том, что, в то время, как мы иногда поступаем правильно, а иногда нет, в то время, как мы позволяем своему настроению или просто невнимательности управлять нашими поступками, праведник демонстрирует исключительное постоянство. Каждый из нас время от времени молится по-настоящему – цадик делает это каждый день. Мы все время от времени прикасаемся к внутренней сути нашей души, превозмогаем наше желание съесть лишнего или еще поваляться в постели – мы все время от времени герои. Цадик – герой каждый день.


1 Чтобы человек было объявлен святым, католическая церковь требует, чтобы он совершил два или более чудес. Для того же, чтобы быть Цадиком (праведником), выполнять такое требование нет необходимости.

Автор(ы) ответа:

https://sprosiravina.ru/?p=574

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *