Вопрос:
Разве не все люди равны? Разве не противоречит этому идея избранного народа? Почему, если мы считаем Тору сводом моральных законов, она была дана только евреям? Разве мы не хотим, чтобы все стали лучше?
Ответ:
«Как странно, что Б-г выбрал евреев!
Ничего странного: евреи выбрали Б-га».
Иудаизм предпочел бы, чтобы различий не было. В идеальном случае, если бы первый мужчина и первая женщина не согрешили бы, в мире не было бы ни одного еврея или нееврея – только люди1. После греха ситуация все еще оставалась открытой: каждый мог избрать духовность сердцевиной своей жизни и вернуться к Б-гу2. Несмотря на то, что успели смениться десятки поколений, только Авраам и его потомки решились посвятить себя этой задаче. Б-г не просто принял их на роль будущих получателей Торы. Снова и снова Он испытывал Авраама3. Снова и снова Он испытывал Ицхака, а затем – Яакова, его детей и детей его детей4. Наш народ пережил ужас и бедствия в Египте, но сохранил свою готовность предать себя Б-жественной Торе. Так что лишь потому, что евреи настойчиво и упорно избирали Б-га, Б-г в конечном итоге выбрал евреев.
Даже на этой более поздней стадии другие народы также могли получить Тору. На самом деле, Тора была предложена каждому. Но после того как даже в этот момент откликнулись только евреи, народы мира потеряли возможность принять Тору все вместе, как народ. При этом любой конкретный нееврей имеет возможность перейти в иудаизм и стать частью народа, соблюдающего Тору. У неевреев, на самом деле, больше духовных возможностей, чем у евреев. Нееврей может остаться тем, кем он является, и, выполняя семь заповедей сыновей Ноаха, получить Будущий мир. Эти семь заповедей – самые основные законы, задающие минимальные стандарты цивилизованности, например, запрет убивать, воровать и проявлять жестокость к животным. Или же, если он того захочет, он может принять на себя духовность более высокого уровня, перейдя в иудаизм. У евреев нет такого выбора. Они могут выбирать лишь, как им реагировать на неотменяемый факт их еврейства.
2 Даже во время דור ההפלגה, поколения Вавилонской башни, перед каждым из 70 народов была поставлена четкая духовная задача.
מהר״ל אור חדש ח״א: יש לכל אומה ואומה מהות בפני עצמה…עד״ז מורה הכתב כי כל כתב הוא ציור הדבר…
Маараль, «Ор Хадаш», часть 1: «У каждого народа есть своя собственная сущность (…) На это указывает алфавит, так как алфавит есть образное описание этого (…)»
ר’ צדוק, רסיסי לילה ס’ לז: כל אומה יש לה כח מיוחד
Рав Цадок, «Ресисей Лайла», глава 36: «У всякого народа есть его собственный потенциал»
עיין דרך ה’: חלק שני — פרק 4 -ס’ ב וס’ ג (1
См. «Дерех Ашем», часть 2, глава 4, параграфы 2 и 3 (первые три абзаца)
До Потопа – эпоха корней (=70 народов). Затем – эпоха ветвей. То, что «корни» приняли на себя роль основной духовности, вынудило ветви также играть эту роль, поскольку эта внутренняя духовность перешла по наследству к ним. Поскольку א»א = אב המון גוים (имя праотца нашего Авраама расшифровывается как «отец множества народов»), даже в эпоху ветвей было возможно присоединиться к основной духовности.
3 Аврааму было дано 10 испытаний (ר’ יונה אבות ה:ד, Рабейну Йона на «Авот» 5:4 перечисляет их); «Никогда в истории не было такого, чтобы человек один, без посторонней помощи, произвел такой переворот в своем окружении, преодолевая все препятствия ради еще не известной» (А.Каплан — 4.15)
דרך חיים (מהר»ל) אבות ה ג הקב»ה היה מנסה את אברהם בעשר נסיונות שיהיה אברהם מנוסה בכל מיני נסיונות שהם מחולקים [וכמו עשר המכות ועשרה מאמרות של
מעשה בראשית]
«Дерех Хаим» (Маараль), «Авот» 5:3: «Святой, благословен Он, испытал Авраама десятью испытаниями, чтобы был Авраам испытан всеми видами испытаний, которые по природе своей различны» (как и Десять казней и Десять речений, которыми был сотворен мир).
4 Только после трех поколений и после того, как все дети Яакова пошли по его пути, был впервые использован термин Исраэль (а другие названия еврейского народа, שארית ישראל, «остаток Израиля», и יהודים, «потомки Йегуды», в свою очередь, появились лишь после его детей).
Добавить комментарий