Вопрос:

Что значит «быть избранным»? Избранным для чего?

Ответ:

Б-г избрал нас для того, чтобы дать нам дополнительные обязанности, а не привилегии1, поскольку мы выразили желание принять на себя эти обязанности, в то время как весь остальной мир отказался это сделать. Эти обязанности включают в себя не только более высокий уровень духовных и моральных стандартов, — они включают в себя также заботу о духовной реализации всего мира и всех людей2. Евреи приняли Тору не только для себя, но от имени всего мира. Но при этом мы никогда не пытались заставить кого-либо принять на себя наши обязанности.

У евреев не было привилегированной истории в обычном смысле слова. Наоборот, быть евреем означает быть судимым по более жестким стандартам, чем неевреи3, и вынести всю ту многовековую историю антисемитизма, которую мы вынесли. Даже дарование Земли Израиля было сделано при условии больших обязательств по отношению к Б-гу и Его Торе. Да и сама та земля, о которой идет речь, достаточно невелика. То, что мы выжили вопреки всем социологическим представлениям, свидетельствует о том, что Б-г хочет, чтобы мы продолжали играть ту роль, которую играем4.


1
דברים ד:כג-כד
Дварим, 4:23-24

דברים ח:יט
והיה אם שכח תשכח את ד’ אלקיך והלכת אחרי אלהים אחרים ועבדתם והשתחוית להם העידתי בכם היום כי אבד תאבדון: (עיין שם בהמשך)
אבד תאבדון: משני עולמות (ספורנו)

Дварим 8:19
«И будет, если забудешь ты Г-спода Б-га твоего, и пойдешь за другими богами, и будешь служить им, и поклонишься им – призываю Я в свидетели для вас сегодня Небеса и Землю, что истреблением будете истреблены» (см. там же, в продолжении)
«Истреблением истреблены: из обоих миров» (Сфорно)

דברים י:טו-טז
רק באבתיך חשק ד’ לאהבה אותם ויבחר בזרעם אחריהם בכם מכל העמים כיום הזה. (ומיד) (טז) ומלתם את ערלת לבבכם וגו’

Дварим 10:15-16
«Только отцов твоих пожелал Б-г, полюбив их, и избрал потомство их после них – вас – из всех народов… (16) И обрежьте необрезанные сердца ваши» и т.д.

שמות יט:ה-ו
(ה)ועתה אם שמוע תשמעו בקלי ושמרתם את בריתי והייתם לי סגלה מכל העמים כי לי כל הארץ: (ו)ואתם תהיו לי ממלכת כהנים וגוי קדוש אלה הדברים אשר תדבר אל בני ישראל:

Шмот 19:5-6
«(5) А теперь – если послушаете вы Моего голоса и будете хранить союз Мой, то будете вы мне сокровищем из всех народов, ибо Моя вся земля. (6) И вы будете Мне царством священников и народом святым – вот те слова, которые скажи сыновьям Израиля.»

פחד יצחק (פסח מאמר מו, מז, מח, ראש השנה ד) — קודם מתן תורה הנהיג ד’ בחסד ויתור ואילו אחרי מתן תורה הנהיג בחסד משפט

Пахад Ицхак (Песах, высказывания 46, 47, 48, Рош а-Шана 4) – «До дарования Торы относился Б-г к евреям с милосердием беспричинным, а после дарования Торы относился к ним с милосердием суда.»

Рав Ш.Р.Гирш, «Девятнадцать писем»:
«Тора называет Израиль סגולה, «избранное сокровище». Это определение, однако, не означает, как некоторые ошибочно понимают, что евреи обладают монополией на любовь и благосклонность Б-га. Наоборот, этим утверждается, что Б-г предъявляет единственные в своем роде, исключительные требования к набожности и Служению Израиля».
(Письмо пятнадцатое)

2
ישעיה נו:ז
כי ביתי בית תפלה יקרא לכל העמים

Йешайя 56:7
Ибо дом Мой назовётся  Домом молитвы для всех народов

רמב»ם הל’ עכו»ם א:ג
(אברהם) והתחיל לעמוד ולקרא בקול גדול לכל העולם ולהודיעם שיש שם א-לוה אחד לכל העולם ולו ראוי לעבוד והיה מהלך וקורא ומקבץ העם מעיר לעיר וממלכה לממלכה

Рамбам, Законы Аводат Кохавим, 1:3:
«(Авраам) был первым, кто встал и вскричал громким голосом всему миру, сообщим всем, что есть один Б-г у всего мира, и Ему подобает служить; и ходил он, и созывал, и собирал народ, из города в город и из страны в страну.»

רמב»ם פי»א מהל’ מלכים הל’ ד:
…אם עשה [כל הדברים האלה]…הרי זה משיח בודאי ויתקן את העולם כולו לעבוד את ד’ ביחד שנאמר כי אז אהפוך אל העמים שפה ברורה לקרוא כולם בשם ד’ ולעבדו שכם אחד.

Рамбам, глава 11 из Законы Млахим, Галаха 4:
«(…) если сделает (…) все это – то он несомненный Машиах, и исправит весь мир, заставив его единодушно служить Б-гу, как сказано: Ибо тогда превращу Я у всех народов язык понятный (то есть сделаю языки всех народов понятными, то есть заменю разные языки универсальным, чтобы все взывали к Имени Б-га и служили Ему все вместе.»

Рав Ш.Р.Гирш: «Самым большой еврейской мечтой является представление о вселенском братстве человечества. Почти в каждой произносимой нами молитва мы снова торопим наступление этого финала». («Девятнадцать писем», Письмо пятнадцатое).

Рав Ш.Р.Гирш: «Праотец наш Авраам молился за город Сдом сразу после того, как ему было сделано обрезание. Брит-мила, предназначенная для того, чтобы отделить Авраама от остального мира, наоборот, побудила его к еще более внимательному отношению к этому миру.»

וכן במלבי»ם עה»פ (בראשית יז: ד)
אני הנה בריתי אתך והיית לאב המון גוים: בל תחשוב שעל ידי המילה יתרחקו בני אדם ממך…

И также у Мальбима (Берешит 17:4)
«Я – вот, завет Мой с тобой, и будешь ты отцом множества народов: Не думай, что из-за обрезания отдалятся люди от тебя…»

ממלכת כהנים Царство священников
Имеется в виду, что евреи – כהנים, священники всех народов – то есть для всего остального мира.

ספורנו (שמות יט:ו)
… תהיו ממלכת כהנים להבין ולהורות לכל המין האנושי לקרוא כולם בשם ד’ ולעבדו שכם אחד …

Сфорно (Шмот 19:6)
«…Будете царством священников, разъясняя и преподавая всему человеческому роду, чтобы взывали они все к Имени Б-га и служили бы Ему все вместе…»

ישעיה מב:ו: …ואתנך לברית עם לאור גוים
רד»ק: לברית עם — לקיום כל עם ועם כי בעבורך מתקיים כל העולם… והאור הוא התורה…וישרא-ל יהיו קיום האומות על שני פנים הא’ שיהיה שלום בעבורם בכל הגוים…השנית כי בסבת ישרא-ל יהיו הגוים שומרים שבע מצות…

Йешайя 42:6: «…И сделаю тебя заветом народа, светом народов»
Радак: «Заветом народа – основой существования каждого народа, ибо ради тебя будет существовать весь мир (…) А свет – это Тора (…) И Израиль будет существованием всех народов в двух смыслах: первый – что ради них всем народам будет мир (…) Второй – что из-за Израиля все народы станут соблюдать семь заповедей».

ישעיה מט:ו…ונתתיך לאור גוים…

Йешайя 49:6: «(…)и сделаю тебя светом народов».

העמק דבר (שמות יב:נא): … ישראל נוצרו להיות לאור גוים להעמידם על ידיעת אלקי עולם וגו’ (עיין שם שהאריך קצת)

«Эмек Давар» (Шмот 12:51):» (…) Израиль создан для того, чтобы быть светом для народов, чтобы привести их к знанию о Б-ге мира…»

ספר החינוך מצוה תל»א לאהוב גרים: משרשי המצוה כי הש»י בחר לישראל להיות לו לעם קדוש ורצה לזכותם ולכן הדריכם וציום על דרכי החנינה והחמלה והזכירם להתעטר בכל מדה חמודה ויקרה למצוא חן בעיני כל רואיהם ויאמרו עם ד’ אלה.

«Сэфер а-Хинух», заповедь 431 «Любить гера»: «Некоторые из оснований этой заповеди – что Б-г благословенный избрал евреев, чтобы они были для него народом святым, и хотел увеличить их заслуги, и поэтому дал им повеление (идти по) дорогам милости и милосердия; и напомнил им, чтобы они обладали всеми хорошими качествами какие только бывают, и тогда выполнится: «Чтобы нравились они всем, кто их видит, и те сказали бы: Народ Б-га эти»».

3
עמוס ג:ב
רק אתכם ידעתי מכל משפחות האדמה על כן אפקד עליכם את כל עונתיכם

Амос 3:2
«Только вас знаю Я из всех семей земли, поэтому с вас взыщу Я за все грехи их».

4 См. «Каковы доказательства, что евреи — избранный народ?«

Автор(ы) ответа:

https://sprosiravina.ru/?p=616

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *