Вопрос:

Как можно убедиться в том, что евреи – действительно избранный народ?

Ответ:

Есть несколько объективных способов убедиться, что наша претензия на название избранного народа на самом деле истинна. Сам факт того, что мы выжили как народ и религия1, будучи маленькой группой людей, разбросанных по всем народам мира, – факт полностью таинственный и совершенно беспрецедентный2. Пол Джонсон замечательно сформулировал это в сделанном им наблюдении: «Кроме всего прочего, выживание евреев в то время, как все другие древние народы изменились или исчезли в темницах истории, полностью предсказуемо. Как могло быть иначе? Судьба постановила так, и евреи подчинились». (История евреев, стр. 587).

Антисемитизм – другое мировое явление, выглядящее непонятным и необъяснимым. Никакая другая ненависть не была столь сильной, не захватывала столь многие страны (даже те, в которых евреи не жили), не продолжалась столько столетий и не была столь постоянной3. Ллойд Джордж в 1923 году говорил: «Из всех вариантов экстремистского фанатизма, разрушающего природу человека, нет ни одного столь иррационального, как антисемитизм. (…) Если евреи богаты, то [эти фанатики] их грабят. Если бедны – они насмехаются над ними. Если евреи принимают чью-то сторону в войне, то это потому, что они хотят извлечь выгоду из пролития нееврейской крови. Если они стремятся к миру, то это потому, что они – трусы или предатели. Если еврей живет в чужой стране, его преследуют и изгоняют. Если он хочет вернуться в свою собственную страну, ему не дают этого сделать». Народы вкладывают массу энергии и ресурсов в свою ненависть к евреям, иногда – вплоть до разрушения самих себя. В конечном итоге антисемитизм можно объяснить лишь как следствие понимания всеми народами мира того, что евреи являются избранным народом4.

Все пророчества относительно евреев, совершенная точность которых доказана, еще раз подтверждают наше утверждение. В конце концов, не вызывает сомнений, что это – именно тот народ, которому Б-г дал Тору5. Ни одна из монотеистических религий этого не отрицает. Кузари говорит, что утверждение о национальном откровении нельзя сделать, если его на самом деле не было, и что именно поэтому никакие другие народы даже не пытались делать таких утверждений6. Чудеса, происходившие в это время, были публичными, легко видимыми и проверяемыми, и происходили в течение исключительно долгого времени.

Кроме этих, есть еще множество других доказательств того, что Б-г даровал Тору еврейскому народу. Последнее из них, которое мы должны здесь обсудить – это еврейский вклад в цивилизацию, явление, столь бросающееся в глаза, что все великие историки чувствовали необходимость объяснить его8. Самый большой вклад евреи внесли в монотеизм9, изменивший все в этом мире, включая возможность создания науки в том виде, в котором мы знаем ее сегодня. Евреи внесли в мир Тору, идею всеобщего образования, понятие основных прав человека. Они также дали миру основные понятия равенства возможностей, демократии и наши основные представления о справедливости. В прекрасной прозе Пола Джонсона:

“Конечно, мир без евреев был бы совершенно другим местом. Может быть, человечество в конце концов набрело бы на все то, о чем догадались евреи. Но мы не можем быть в этом уверены. Все великие открытия разума кажутся очевидными, коль скоро они уже были сделаны; но для того, чтобы сформулировать их впервые, требуется особенный гений. У евреев есть этот дар. Им мы обязаны идеей равенства перед законом, божественным и человеческим; святости жизни и человеческого достоинства; личного сознания и личного искупления; коллективного сознания и общественной ответственности; мира как абстрактного идеала и любви как основании справедливости… Кроме всего прочего, евреи научили нас (…) монотеизму10


1 Е.К.Гловер: «Ни у одного древнего народа нет такой странной истории, как у евреев. (…) Ни у одного древнего народа нет столь драгоценной истории, если бы мы только могли понять и постичь ее. (…) Еще более странно то, что древняя религия евреев выжила, в то время как все религии каждого древнего народа, предшествовавшие христианству, исчезли. (…) Странно также, что все живые религии мира построены на религиозных идеях, заимствованных у евреев. (…) Великий вопрос не «Что произошло?», а «Почему это произошло?» Почему иудаизм жив?» («Древний мир», изд. Пингвин, стр. 184-191)

2 Альшванг: «Китайцы в Китае всегда были большинством. Курды также (в своих национальных географических границах) были большинством до самой турецкой оккупации в шестнадцатом веке. В противоположность этому, на протяжении более чем восемнадцати веков, до образования современного еврейского государства в 1948 году, евреи всегда были меньшинством. Китайцы никогда серьезно не взаимодействовали с культурой Запада или Среднего Востока до самого девятнадцатого века. Курды также почти совсем не взаимодействовали с Западом и до сего дня остаются, в общем, пастухами, живущими в шатрах. Евреи же не только были свидетелями каждой западной и ближневосточной научной и культурной революции за последние три тысячелетия, но были интегральной частью нееврейского общества гораздо чаще, чем избегали этого».

Марк Твен:
«Египтяне. Вавилоняне, персы росли, наполняли планету звуками и сверканием, затем погружались в мечты и проходили; за ними последовали греки и римляне; они шумели еще больше, но также прошли; другие народы расцветали, какое-то время держали факел высоко, но он гас, и они теперь склонились к закату или исчезли. Еврей видел их всех, выстоял против них всех, и остается теперь тем же самым, чем был всегда, не выказывая никаких признаков упадка и старческой слабости. Члены его не ослабли, энергия его не утихла, его живой и пытливый разум нисколько не отупел. Все преходяще, кроме еврея; все проходит, а он остается. В чем секрет его бессмертия?» (из статьи «Относительно еврея», Харперс (1899), см. «Полное собрание сочинений Марка Твена», Даблдей (1963), стр. 249)

3 «Брошюра Дискавери» утверждает, что антисемитизм не имеет аналогов по своей:
i — Всеобщности
ii — Интенсивности
iii- Длительности
iv — Очевидной иррациональности

4 Нацисты ненавидели и боялись евреев – этому нет никакого обоснования в терминах материальной и политической силы. «Это был метафизический страх перед истинной тайной Б-жественного (…) присутствия в истории, проявившегося в том, что Израиль продолжает существовать. (…) Скрытый Б-г истории был отрицанием всего того, что отстаивали нацисты Германии». (Беркович, цит. соч.).

5 Еврейский народ внутренне связан с Торой. Доказательство того, что Тора Б-жественна, есть одновременно и доказательство избранности еврейского народа.

6
דברים ד:לב
כי שאל נא לימים ראשנים אשר היו לפניך, למן היום אשר ברא אלקים אדם על הארץ, ולמקצה השמים ועד קצה השמים, הנהיה כדבר הגדול הזה או הנשמע כמהו (ע»ש המשך הפסוקים)

Дварим 4:32
«Ибо спроси, прошу, о днях первых, которые были до тебя, от того дня, когда создал Г-сподь человека на земле, и от края небес до края небес – случилась ли вещь такая великая или слышали ли о ней?» (И см. там же, следующие стихи).

Все другие религии: Один человек объявляет пророчество, несколько людей видят чудеса, чудеса обычно происходят где-то далеко, происходят они внезапно и длятся недолго, записываются много позже, и т.д.

התוכלו להראות לי כמו «מחולת המחנים» (=שמחת מחנה ישראל בהר סיני) (שיר השירים ז:א) כלומר האומה תטעון כנגד (אלא שמפתים אותם לדתים אחרים) ואומרת להם: הראוני כמו מעמד הר סיני … אז אשוב לעצתכם (אגרת תימן)

«Сможете ли вы показать мне нечто похожее на «пляску лагерей» (=радость лагеря Израиля на горе Синай) (Шир а-Ширим 7:1), то есть этот народ выдвинет следующее утверждение против (тех, кто соблазняет в другие религии) и скажет им: Покажите мне похожее на стояние у горы Синай (…) тогда я поступлю по вашему совету» («Игерет Тейман»).

Другие религии с удовольствием сделали бы такое утверждение. Но, как говорит «Кузари», такое утверждение нельзя придумать, если ничего такого на самом деле не было. Кузари объясняет, почему ложное утверждение такого типа невозможно.

8 Джон Адамс: «(…) Евреи сделали больше для цивилизации человечества, чем любой другой народ. (…)» («Второй президент США, брошюра Дискавери, стр. 50).

Т.Р.Гловер: «(…) Странно также, что все живые религии мира построены на религиозных идеях, заимствованных у евреев. (…)» («Древний мир», Пингвин, стр. 184-191, в брошюре Дискавери стр. 51)
На семинаре Эш а-Тора «Совершенный мир» были предложены 6 ценностей идеального мира:

1) Ценность жизни, основных прав человека и его достоинства

2) Мир во всем мире. Гармония и взаимоуважение

3) Справедливость и равенство
Все люди, независимо от расы, пола или общественного положения, имеют право на равное и одинаковое положение в глазах закона.

4) Образование
Каждый имеет право на получение базовых знаний, на основе которых он сможет развиваться и приобретать новые знания.

5) Семья
Прочная, стабильная семейная структура необходима для построения морального фундамента общества.

6) Социальная ответственность
Как отдельные личности и как народ, мы ответственны друг за друга. Это включает ответственность за: болезни, бедность, голод, преступность и наркоманию, а также проблемы окружающей среды и права животных.

Представляется, что люди всех рас и континентов согласны, что эти шесть ценностей являются фундаментальными для построения совершенного мира.

Две другие цивилизации, кроме еврейской, которые, по-видимому, сильнее всех повлияли на мировое развитие – греческая и римская. Вряд ли можно найти философское направление, не происходящее от греков.

Рим внес огромный вклад в создание западного закона, правительства, администрирования и управления. На семинаре «Совершенный мир» было показано, что, несмотря на все это, греческая и римская цивилизации были чрезвычайно далеки от этих шести универсальных ценностей сегодняшнего дня. Продолжение же семинара показало, до какой степени источником этих ценностей является именно иудаизм.

9 «Великое достижение Израиля, столько очевидное, что упоминание его – почти банальность, это монотеизм. Это было достижение, изменившее всю последующую историю. (…) Можно задаться вопросом, повлиял ли какой-либо другой единичный вклад в культуру со времен каменного века так, как повлиял вклад Израиля, как через посредство христианства и ислама, так и прямо, через мир самих еврейских мыслителей». (Г. и Г.А. Франкфорт, Трокельд Джекобсен, Уильям Ирвин, «Интеллектуальное приключение современного человека»).

Карлейль Б. Хайнс: «Эта единственная книга (Библия) (…) притянула к себе и сконцентрировала на себе гораздо больше мыслителей и вызвала к жизни гораздо больше исследований, комментариев, иллюстраций, апологетики ее текста, ее значения, ее географии, ее теологии, ее хронологии, ее доказательств, ее вдохновляющих идей, ее происхождения, чем вся остальная литература мира в совокупности. Огромный объем мировой литературы выводит свою родословную из этой книги.» (В: «Библия, истинная книга»).

10 Пол Джонсон, «История евреев». (См. весь эпилог)

Автор(ы) ответа:

https://sprosiravina.ru/?p=618

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *