Вопрос:
Как мы объясняем дискриминационные законы, например, проценты, злоязычие (лашон а-ра) и возврат потерянного, которые применяются только к евреям, но не к неевреям?
Ответ:
Существуют два рода дискриминационных законов. Один набор законов создан для того, чтобы сохранить нашу отделенность от остальных народов мира. Например, законы кашрута, включающие יין נסך, «вино возлияния», то есть нееврейское вино, которое запрещено пить, не дают социальным контактам стать слишком близкими, а закон против смешанных браков сохраняет нас, как народ.
Вторая группа законов, однако, вызывает больше вопросов. Эти законы кажутся несправедливо дискриминирующими неевреев. Речь идет, например, о законах о процентах1, злоязычии и возвращении потерянной вещи2. Если мы внимательно рассмотрим эти законы, мы увидим одну вещь, красной нитью проходящей по ним всем. Дело в том, что все эти законы говорят об исключительно высоких стандартах поведения, следование которым от более широкого общества не требуется и даже не ожидается. Если мама покупает своему ребенку мороженое, мы вряд ли станем ожидать, что все дети в округе с громкими криками станут жаловаться, почему она не купила мороженое и им тоже. Ясно, что мать станет по отношению к своему ребенку следовать более высоким стандартам любви и заботы. (Разумеется, есть некоторые правила поведения, которым мать следует и по отношению к тем, кто не входит в ее семью).
Точно также обстоит дело с еврейским народом. Мы обязаны следовать более высоким стандартам поведения в семье, среди наших товарищей-евреев, чем по отношению ко всему остальному миру.
Давайте рассмотрим некоторые конкретные примеры.
Проценты на капитал – неотъемлемая часть современной экономики. Если процентов не будет, людям будет очень трудно найти займы и потоки денег, питающие предприятия, пересохнут. Экономика прекратит развиваться с ростом численности населения. Мы столкнемся с ростом безработицы и с еще более тяжелыми проблемами. Б-г хотел, чтобы мы взыскивали и платили проценты. Он создал проценты как часть естественных законов экономики. Но он попросил нас установить более высокие стандарты поведения между членами нашей семьи.
То же самое относится к лашон а-ра, злоязычию. Верховный Суд Америки рассматривает право людей на злоязычие как конституционное право. Миллионы людей потеряют работу, если запретить злоязычие – вся индустрия новостей, студии ток-шоу и так далее. Люди, которые впервые пытаются следовать этим законам, говорят, что никогда раньше и не подозревали, какая большая часть их дня посвящена злоязычию. Но Б-г в своей мудрости потребовал, чтобы евреи придерживались более высоких стандартов в отношении членов своей семьи. Тем не менее, наши мудрецы запрещают нам говорить лашон а-ра и про неевреев. Ведь здесь та логика, которую мы применили в рассуждении о процентах и согласно которой злоязычие на самом деле есть благо для мира, разумеется, применена быть не может.
Подобным образом обстоит дело с возвращением потерянного. Разумеется, во многих странах есть законы, согласно которым, если человек нашел на улице бумажник, он обязан его вернуть. Но закон о возвращении потерянного требует от нас гораздо большего! Он требует, чтобы мы заботились о найденной вещи, что, в случае, если речь идет о животном, означает необходимость кормить его за счет средств вырученных от использования животного для работ, что, если речь идет о большом отрезке времени, в высшей степени выгодно тому, чья это вещь. Закон о возвращении потерянного требует от нас бегать по округе и развешивать объявления в местных синагогах, а иногда – держать эту вещь у себя годами. Ни в одной стране нет законов, которые хотя бы приближаются к этим исключительно высоким стандартам. Б-г снова говорит: «Я жду от вас, что ради членов вашей семьи вы будете делать намного больше». Некоторые законоучители считают, что неевреи, соблюдающие семь заповедей сыновей Ноаха, в этом отношении также рассматриваются как члены семьи3.
От евреев ожидается, что они будут полностью честными в делах с неевреями, будут платить налоги, будут подавать милостыню нуждающимся неевреям, будут проявлять заботу о неевреях и вносить положительный вклад в жизнь окружающего общества. Но от евреев ожидается, что для своих товарищей-евреев они будут делать даже больше.
דברים כג: כ-כא (כ) לא תשיך לאחיך נשך כסף …. (כא) לנכרי תשיך ולאחיך לא תשיך למען יברכך ד’ אלקיך …
Дварим 23:20-21: «Не накладывай на брата твоего процентов серебром (…) На чужого накладывай, а на брата твоего не накладывай, чтобы благословил тебя Б-г, Г-сподь твой»
2
דברים כב:ג לכל אבדת אחיך
Дварим 22:3: «Так поступай со всякой потерей твоего брата»
ב»ק קיג: מנין לאבידת הכנעני שהיא מותרת שנאמר לכל אבדת אחיך, לאחיך אתה מחזיר ואי אתה מחזיר לכנעני
«Бава Кама» 113б: Откуда мы выучиваем, что потеря ханаанейца разрешена (то есть, что вещь, потерянную неевреем, можно взять себе)? Из сказанного: «со всякой потерей твоего брата»: твоему брату ты возвращаешь, но ты не возвращаешь ханаанейцу (нееврею).
3
בתורה תמימה (דברים כב:ג ס’ כב)
כל המפרשים כתבו בכלל הדין הזה (שאין אנו מצוין להחזיר אבידת עכו»ם) דאיירי בעובדי אלילים הפראים, אבל בסתם אומות דינם כישראל לכל דבר…
В «Тора Тмима» (Дварим 22:3, параграф 22)
«Все комментаторы пишут в отношении этого закона (закона о том, что мы не обязаны возвращать потерянное идолопоклоннику), что здесь говорится о тех, кто служит идолам, не признавая никаких границ, однако к обычным неевреям закон относится так же, как и к еврею, во всем».
Добавить комментарий