Вопрос:

В Торе написано, что миру всего чуть менее 6000 лет, а учёные утверждают, что мир несравненно старше. Как вы объясните это противоречие?

Ответ:

Наука утверждает, что возраст вселенной составляет от 10 до 20 миллиардов лет1, в то время как по Торе возраст мира — 6 дней творения плюс 5761 год (внимательный читатель поймёт, в каком году писался этот ответ).

Хотя научная датировка может быть неточной2, в научном мире ее никто серьезно не оспаривает3. Некоторые попытки решить эту проблему обсуждают два типа времени.

Маараль говорит, что время, являясь частью сотворенного мира, есть относительное понятие4; на практике, в соответствии с теорией относительности, оно действительно может сжиматься и расширяться5. Это дало доктору Джеральду Шредеру возможность подсчитать, что примерно 15 миллиардов лет в центре вселенной соответствуют шести дням на ее границах, где гораздо большая гравитация сильно замедляет течение времени.

Раввин Арье Каплан предлагает такой же ответ, основываясь на традиционных источниках6. Точно так же раввин Шимон Шваб говорит о двух типах времени, космическом и земном времени. Шесть дней творения отсчитываются по космическому времени7, и в течение этого отрезка времени могли пройти миллионы наших лет8.

Рав Десслер приводит мнение Виленского Гаона и другие источники, чтобы показать, что время до греха Первого Человека было гораздо более сжатым9; так что этот период времени вполне может сегодня представляться нам длившимся миллиарды лет.

Существуют и другие подходы к этой проблеме, использующие похожие цепочки рассуждений10. Почти все эти мнения были высказаны задолго до того, как научное сообщество впервые предложило большую оценку времени существования вселенной, так что это не просто попытки защититься.

С другой стороны, мы должны указать, что научное сообщество не пришло к окончательному согласию относительно точного возраста вселенной – цифры меняются каждый год, и я уверен, что все имеющиеся разногласия по данному вопросу будут разрешены уточнением значения, предлагаемого учеными11.

(См. ответ на вопрос «Противоположны ли наука и иудаизм?«)


1 В настоящее время оценка смещается к нижнему краю этого диапазона, колеблясь между 12 и 13 миллиардами лет.

2 Подход раввина Таца состоит в том, что до конца шести дней творения законы природы в том виде, в котором мы знаем их сейчас, еще не были окончательно введены в действие. Поэтому наука, основывающаяся на нынешних законах, не может ничего сказать нам о том, что происходило во время шести дней творения.

3 В отличие от теории эволюции, относительно которой многие знаменитые ученые ставили именно вопрос о ее научности, возраст вселенной в указанном диапазоне признан всем научным сообществом.

4
מהר»ל תפארת ישראל פ»מ: מה שהיה השם יתברך פועל העולם בזמן הוא מצד המקבל

Маараль, «Тиферет Йисраэль», глава 40: «То, что Б-г благословенный устроил мир действующим с помощью времени – это с точки зрения принимающего» (то есть человека).

5 На время влияют и движение, и гравитация. В 1905 году Альберт Эйнштейн выразил математически влияние движения на время в своей специальной теории относительности, а в 1917 году математически выразил влияние гравитации на время в общей теории относительности. Эти влияния наблюдались в экспериментах, поставленных в 1960-х и 1970-х годах. В ходе одного из таких экспериментов, проведенного в 1971 году, двое атомных часов были помещены в высокоскоростные самолеты. Один летел на восток, то есть в сторону вращения земли, а второй – на запад. После полета, было обнаружено, что находившиеся на бортах часы, соответственно, ушли вперед или отстали (относительно часов, находившихся на Земле), в зависимости от направления движения (влияние движения) и высоты полета (влияние гравитации). Эти результаты соответствовали предсказаниям, сделанным эйнштейновской теорией относительности».

6 Так как в сумме есть лишь 7 циклов Шмиты, каждый длиной в 7000 лет, то есть в сумме 49000. (ספר התמונה) («Сэфер а-Тмуна»)

Мы сейчас находимся в седьмом цикле, что дает 6 циклов по 7000 лет = 42000 лет о творения Первого Человека (לבנת הספיר) («Ливнат а-Сапир»)

Так как эти годы предшествовали творению Первого Человека, они должны измеряться как Б-жественные, но не земные годы (רב יצחק מעכו) (Рав Йицхак из Акко)

Б-жественный день составляет 1000 земных лет (מדרש) (Мидраш)
Б-жественный год составляет, таким образом, 365 1/4 x 1000 = 365,250 земных лет

Поэтому возраст вселенной составляет 365,250 x 42,000 = 15,340,500,000 (приблизительно 15 миллиардов лет)

Это – тот же возраст, который называют и космологи (8-20 миллиардов)

7 Некоторые используют тот факт, что солнце и т.д. было создано лишь на четвертый день, чтобы доказать, что время тогда не могло измеряться так, как мы измеряем его сейчас.

8 Мы можем подвести итог, сказав, что некоторые интерпретации согласуются с современной космологией (д-р Шредер, р. Арье Каплан), в то время как другие оставляют вопрос открытым (р. Шимон Шваб); третьи же указывают другие значения возраста вселенной (Рамбан. Рав Йонатан Айбшиц). Честно было бы сказать, что мы не знаем, с точки зрения Торы, какова истинная относительная длительность шести дней Творения. Еврей Торы может, поэтому, совершенно спокойно воспринимать современные космогонические временные таблицы, без необходимости принимать по их поводу какие-то решения. (Не забудьте об огромном разбросе мнений среди самих ученых: 8-20 миллиардов лет – это всё-таки диапазон!)

Я лично предпочитаю подход раввина Шваба, потому что все прочие пытаются примирить взгляды Торы с современными научными взглядами, которые по прошествии какого-то времени могут оказаться неправильными. На самом деле, хотя все ученые и утверждают, что возраст вселенной лежит в границах 8-20 миллиардов лет, конкретные значения, вычисляемые ими каждый год, сильно различаются. Подход раввина Шваба приспособлен к перипетиям научных споров.

9
מכתב מאליהו כרך ב, חלק שני: בראשית-ימי בראשית וימי עולם דף 151
ימים אלו (של ששת ימי בראשית) היו קודם גמר הבריאה שאז הבחנת הזמן היתה אחרת. אולם התורה ניתנה לנו לפי הבחנתנו אנו, שבא משה והורידה לארץ, וזה גדר «דברה תורה כלשון בני אדם», שמדברת לפי הבחנתנו בגשם וגדרי מקום וזמן שלנו. … הוא שכל גילויי ששת אלפי השנה כלולים בימי בראשית… שאילו לא חטא אדם הראשון היה העולם הזה נמשך רק ששה ימים… (אך כשחטא… והימים נתפרטו לששה אלפי שנין).

«Михтав ме-Элиягу», том 2, часть вторая: «Берешит – дни творения и возраст мира, стр. 151
Эти дни (шесть дней Творения) были до завершения творения, когда измерение времени было другим. Но Тора дана нам в рамках нашего подхода к измерению времени, так как пришел Моше и спустил ее на землю, и дарование Торы произошло в рамках концепции «говорит Тора на языке человека», так что Тора говорит, исходя из нашей материальности и наших пространственно-временных ограничений. (…) Речь о том, что все раскрытие шести тысяч лет заключено в днях творения (…) Ведь если бы Первый Человек не согрешил, мир существовал бы только шесть дней (…) но когда он согрешил (…) и эти дни распались на шесть тысяч лет)»

10
וכגון היערות דבש א ע»ש

11 Например, «Йеарот Дваш», 1 — см. там
Однако все обсуждаемые гипотезы укладываются в диапазон 10-20 миллиардов лет.

Автор(ы) ответа:

https://sprosiravina.ru/?p=724

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *