Вопрос:

Что такое чудо?

Ответ:

Существуют два типа чудес: происходившие на всем протяжении истории и происшедшие во время Синайского откровения.

Первые происходят в рамках природы, дают результаты, которые, как правило, считаются невероятными (если не невозможными) научными законами так, как мы их понимаем1.

События на Синае, наоборот, включали в себя изменения самого природного миропорядка, хотя у них была своя логика и они происходили согласно некоторым законам2. Более того, эти чудеса не были лишь однократным далеким событием, случившимся с людьми внезапно. Чудо манны (מן) продолжалось 40 лет3 в присутствии целого народа и было совсем близко. Человек, которому было двадцать лет, когда чудо началось, наблюдал его, пока ему не исполнилось шестьдесят! Евреи, самый скептический народ в мире4, имели возможность каждый день выходить из дома со своим научным оборудованием и убеждаться, что все происходит на самом деле5.

При этом всегда есть место для сомнения6. Всегда можно найти какое-то объяснение, пусть маловероятное, любому явлению. Поэтому чудеса не являются основным доказательством того, что Б-г дал Тору на Синае. Эту роль играет пророческое видение, которое получил каждый еврей, стоявший на Синае. Так что не в этом состоит главное назначение чудес. Наоборот, их основное предназначение — показывать постоянное действие Б-жественного Провидения (השגחה פרטית, «конкретное управление» всеми частностями мира)7. Из этих проявлений Провидения мы извлекаем урок, позволяющий нам видеть также и более скрытые действия Провидения8. И действительно, когда мы станем понимать все чуть глубже, мы увидим, что נס, чудо, и טבע, природа, есть в конечном итоге две стороны одного и того же9.


1
שעורי דעת (א:ח»א, שעור ד’ נסים וטבע ועיין בספורנו (במדבר כ ג ד»ה וירב העם עם משה))

«Шиурей Даат» (1: часть 1, урок 4: «Чудеса и природа», и см. Сфорно (Бемидбар 20:3, на слова: «И стал спорить народ с Моше»))

2
שעורי דעת (א:ח»א, שעור ד’ נסים וטבע)
…כשברא הקב»ה את עולמו…ומצא לנכון להתנות מתחלה גם את אופן ההנהגה היוצאת מכלל החקים הקבועים…ומעתה לא יקשה כ»כ מדוע ירד פרעה אל הים בראותו כי נקרע לפני בני ישראל, כי הם ידעו כי גם מה שלמעלה מן הטבע מתנהל ע»פ מערכה ידועה וחקים קבועים

«Шиурей Даат» (1: часть 1, урок 4, «Чудеса и природа»)
(…) Когда сотворил Святой, благословен Он, Свой мир (…) и счел правильным оговорить с самого начала тип управления, определяемый установленными законами (…) И теперь уже не так уж непонятно, почему спустился фараон в море, когда увидел, что оно разделилось перед сыновьями Израиля: они знали, что также и то, что над природой, управляется известной системой законов и установленными правилами

3
שמות טז:לה — ובני ישראל אכלו את המן ארבעים שנה…
אבן עזרא: זה הנס היה גדול מכל הנסים שנעשו על יד משה כי נסים רבים היו במן ועמדו ארבעים שנה ולא כל הנסים האחרים.

Шмот 16:35 – «И сыновья Израиля ели манн сорок лет (…)»
Ибн Эзра: «Это чудо было более великим, чем все чудеса, совершенные посредством Моше, поскольку с манном были связаны великие чудеса, продолжавшиеся сорок лет, в отличие от всех остальных чудес»

4
שו»ת הרשב»א ח»א תקמח (בסוף)
וישראל נוחלי דת האמת בני יעקב איש אמת כולו זרע אמת — נוח להם לסבול עול גלות ומה שיגיעם מהאמין בדבר עד שיחקרו חקירה רבה, חקירה אחר חקירה, להסיר כל סיג (окалина) מהדברים הנאמרים להם ואפילו מה שיראה להם שהוא אות ומופת … אף המסופק ענין משה (они даже сомневались в истинности посланничества Моше) …שהיו פרוכי עבודה קשה ונצטוה משה לבשרם ועם כל זה אמר «הן לא יאמינו בי» (שמות ד) והוצרך לכמה אותות. וזה אות אמת על עמנו עם ה’ שלא להפתות בדבר עד עמדם על האמת בחקירה רבה חקירה גמורה

Респонсы Рашба, часть 1, 548 (в конце)
«И Израиль, наследники веры истинной, сыновья Яакова, человека истины, потомки истинные – лучше им стерпеть иго изгнания и все, что выпадет на их долю, чем поверить во что-то, не исследовав его сначала великим исследованием, одно исследование за другим, чтобы убрать весь шлак с того, что им сказано, и даже с того, что им показано как знак и знамение (…) Даже сомнительным было связанное с Моше (…) когда были они измучены тяжелой работой, а Моше получил повеление принести им радостную весть и при этом сказал: «Вот, они не поверят в меня» (Шмот 4), и потребовалось ему несколько знамений. И это – знак истинный на нашем народе, народе Б-га: не соблазняться ничем, пока не выясним мы истину великим и полным исследованием.»

5
הכוזרי, מאמר ראשון אות ח א –כתב שיש ד דברים שמוכיחים נס:
א-שמהפך בו טבע הדברים
ב — שיהיה הענין הזה לפני המונים
ג — יראוהו בעיניהם ולא יגיעם בספור בקבלה
ד — שיחקרו על הדבר ויבחנוהו בחינה אחר בחינה שלא יפול בלב אדם ספק כי יש בו צד דמיון או צד ספק

В «Кузари», высказывание первое, глава 8, 1, сказано, что есть четыре доказательства этому:
А – Что здесь менялась природа вещей.
Б – Что это было перед большим скоплением народа.
В – Они видели это глазами, а не слышали рассказы, передававшиеся из уст в уста.
Г – Они исследовали это и проверяли одной проверкой за другой, чтобы ни у кого не осталось никакого сомнения, что, возможно, что-то из этого только кажется или не в точности так.

6
רמב»ם הקדמה לפירוש המשניות והלכות יסודי התורה כתב שמה שאדם רואה בנס יש תמיד בלבו דופי

Рамбам в предисловии к комментарию на Мишну и в Законы йесодей Тора пишет, что, когда человек видит чудо, в его сердце всегда есть сомнение.

7
מכתב מאליהו ח»א דף 203:
גדר הניסים הוא, שהקב»ה מראה בגילוי את השגחתו, באופן שכל בעל לב יכיר כי אין זה מקרה טבעי, אלא יד ה’ נגלית כאן. ע»כ כשיש נס הבא לטובתנו בעה»ז, כך יש נס המתגלה ביסורינו, כאשר השם ית’ מראה השגחתו בגלוי בסייעו לשונאינו…

«Михтав ме-Элиягу», часть 1, стр. 203:
«Определение чуда в том, что Святой, благословен Он, открыто демонстрирует Свое управление, так, что всякий, обладающий разумом, поймет, что речь идет не о явлении природы, а что проявилась здесь рука Б-га. Поэтому бывают как чудеса, предназначенные сделать нам хорошо в этом мире, так и чудеса, явленные, чтобы наказать нас, когда Б-г благословенный проявляет Свое управление явно, помогая нашим ненавистникам (…)»
Это относится и к чудесам, происшедшим во время Синайского откровения:

Рав Ш.Р.Гирш (תהלים עח: כג-כד) (Тhиллим 78:23-24):
«(…) и то вещество, которое Он низвел для них и только для них, было приспособлено именно для них в строгом соответствии с нуждами семьи каждого человека. Поэтому было совершенно очевидно, что речь идет об актах Б-жественного Провидения, изливающего любовную заботу на каждого отдельного члена любой и каждой семьи Израиля, от стариков до самых маленьких (…)»

8
רמב»ן שמות יג:טז:
ומן הנסים הגדולים המפורסמים אדם מודה בנסים הנסתרים, שהם יסוד התורה כלה, שאין לאדם חלק בתורת משה ר’ עד שנאמין בכל דברינו ומקרינו שכלם נסים אין בהם טבע ומנהגו של עולם…

Рамбан, Шмот 13:16:
«И больше, чем великие и знаменитые чудеса, человек признает чудеса скрытые, которые есть основа всей Торы, поскольку нет у человека доли в Торе Моше-рабейну, пока он не поверит во все наши слова и все случаи, что мы описали, и не признает, что все это – чудеса, не имеющие ничего общего с природой и принципами существования мира (…)»

שפת אמת (בהר תרל»ז):
הנסים והטבעים הכל אחד ובאמת אין נס גדול כמו הטבע שהוא הגדול שבנפלאות המושגים לנו …ובאמת הדורות שנעשה להם הנסים היה קבוע בהם האמונה והיה שוה להם הטבע והנסים

Сфас Эмес ( «Беар», 5637)
«Чудеса и природные явления – все это одно; и поистине нет большего чуда, чем природа – самое великое чудо, воплотившееся для нас (…) И поистине, в тех поколениях, для которых совершались чудеса, была укоренена вера, и для них чудеса и природа были равны»

9
והסביר הפחד יצחק (חנוכה, רשימה, ה, בסוף הספר) …כל חוקי הטבע אינם אלא הגבלות. ההגבלות האלו במהותן עומדות הן בסתירה לאותו אור הראשוני שהיה התחלה לבריאת העולם. שכן על האור הראשוני הזה נאמר שבו היה האדם צופה מסוף העולם עד סופו …(בלי הגבלה) … לחוקים של טבע … אלא שהאור הראשוני הזה נגנז לצדיקים לעתיד לבא. … (וו)בכל מקום שחז»ל אומרים על איזה דבר שהוא נגנז … הכונה היא … שקודם הגניזה היתה פעולתו בגילוי ולהדיא; ואילו אחר גניזתו אינו פועל אלא … בהסתר ובכיסוי. מה שאנחנו קוראים נס ומה שאנחנו קוראים טבע אינם אלא שני אופנים בפעולת האור הראשוני הזה. האופן הראשון הוא בזמן שנעשה נקב כחודו של מחט באותה גניזה, ואז ממילא בטל חוק הטבע המשתייך לזה…. (= נס). ולעומת זאת בשעה שהגניזה סתומה מכל צד, ואז האור הראשוני הזה אינו פועל אלא בכיסוי ובהעלם הרי אנחנו קוראים לזה טבע. וזה שכתב הרמב»ן כי כל הטבע אינו אלא נסים נסתרים. כלומר, אותו האור עצמו שהוא שרש הנס הוא הוא עצמו שרש הטבע. אלא שפתיחת הגניזה היא נס, ואילו עצם הגניזה היא טבע.

И разъяснил Пахад Йицхак (Ханука, Список, 5, в конце книги): «(…) все законы природы есть только ограничения. Эти ограничения по природе своей противоречат тому первому свету, который был началом Творения мира. Ведь о том, первом свете, сказано, что давал он человеку возможность видеть весь мир от края до края (…) без ограничений (…) законами природы (…) Но этот первый свет был спрятан для праведников в Будущем мире. (…) И во всяком месте, где мудрецы наши благословенной памяти говорят о чем-то, что оно спрятано, (…) они имеют в виду (…) что до того, как оно было спрятано, оно действовало заметно и явно; после же сокрытия оно действует (…) тайно и скрыто. То, что мы называем чудом, и то, что мы называем природой – всего лишь два способа проявления этого первого света. Первый способ – когда появляется отверстие, маленькое, как острие иглы, в скрывающей его завесе, и тогда автоматически отменяется действующий в данном месте закон природы (…) (=чудо). И наоборот, когда завеса закрывает этот свет со всех сторон, и тогда этот первый свет действует лишь скрыто и незаметно – это мы называем природой. И именно это имел в виду Рамбан, когда написал, что вся природа есть не что иное, как скрытые чудеса. Другими словами, именно тот свет, который есть основа чуда – именно он, он сам есть основа природы. Дело лишь в том, что открытие завесы есть чудо, а закрывание ее есть природа.»

Автор(ы) ответа:

https://sprosiravina.ru/?p=730

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *