Вопрос:
Есть ли в еврейской традиции место для теории эволюции?
Ответ:
В Торе слово, означающее творение чего-то из ничего, во время рассказа о процессе творения мира упоминается три раза. Первый раз — в самом начале1, второй — в начале творения животной жизни2, а третий — при рассказе о творении души человека3. Это, по-видимому, указывает, что эти три вещи потребовали специального акта Творения. Невозможно было начать творение мира, или перейти от растительной жизни к животной, или достичь высшего, духовного измерения человека, основываясь только на эволюции.
С другой стороны, это указывает на то, что все остальные аспекты Творения включают в себя эволюционное измерение4. Таким образом, мы видим, как Б-г говорит: Пусть земля произведет траву, и т.д.5, или используются другие слова, такие, как יצר («создал», «сконструировал») и עשה («сделал») (ויעש), которые указывают на создание чего-то из чего-то6. На самом деле, комментаторы говорят нам, что все было создано в первый день в виде некоей возможности7, а затем развилось до своей окончательной формы в соответствующий день. Даже тело человека рассматривалось как часть эволюционного процесса8.
Мы не хотим этим сказать, что иудаизм и теория эволюции находятся в полном согласии9, и радикальная антирелигиозность некоторых палеонтологов не дала ученым попытаться разрешить некоторые из этих противоречий. Но это как раз показывает, что они вовсе не так беспристрастны, как принято думать10.
1
בראשית א:א בראשית ברא א-לקים
Берешит 1:1 «В начале сотворил Б-г»
2
בראשית א:כא ויברא אלקים את התנינם הגדלים ואת כל נפש החיה הרמשת אשר שרצו המים למינהם ואת כל עוף כנף למינהו וירא אלקים כי טוב:
Берешит 1:21 «И сотворил Б-г морских чудовищ больших, и всякую душу живую, кишащую, которой воскишели воды, по их видам, и всякую птицу крылатую по ее виду; и увидел Б-г, что хорошо.»
3
בראשית א:כז ויברא א-לקים את האדם בצלמו
Берешит 1:27 «И сотворил Б-г человека по образу Своему»
Для человека использованы все три слова, обозначающие творение:
אדרת אליהו בראשית א-א ד»ה ברא:
ואצל בריאת האדם נאמר שלש אלה. ויברא אלקים את האדם בצלמו. וייצר ה’ אלקים את האדם עפר מן האדמה. ויאמר אלקים נעשה אדם בצלמינו. בריאה לעומת נשמתו צלם אלוקים. יצירה על ציור ותואר אבריו. ועשיה על אופן תיקונו הנטפל אליו בשמירת בריאותיו. כמו ויעש ה’ אלוקים לאדם ולאשתו כתנות עור וילבישם.
«Адерет Элиягу», Берешит 1:1, на слова «Сотворил»
«А относительно творения человека сказаны все три эти слова: И сотворил Б-г человека по образу Своему. И создал Б-г человека – прах из земли. И сказал Б-г: Сделаем человека по образу нашему. «Творить» – относительно его души, образа Б-га. «Создавать» – о его форме и виде его органов. «Сделать» – относительно способа его устройства в качестве дополнительного к Нему в деле охраны Его творений. Подобно тому, как это слово используется в стихе: «И сделал Г-сподь Б-г Адаму и его жене рубашки кожаные и одел их».
Так, где используются понятия יצירה («конструировать») и עשייה («делать»), отмечаются некоторые формы эволюционного развития.
4
אדרת אליהו בראשית א-א ד»ה ברא:
בריאה. יצירה. עשיה.. מלת בריאה הונח להורות על חידוש העצם אשר אין בכח הנבראים אפי’ כולם חכמים ונבונים לחדשו כמו הדומם או הצומח וכל מיני מתכיות. יצירה נופל על צורת הדבר בכמות והוא המקרה הדבוק. עשיה יתכן על תיקון עשיתו והוא שאינו דבוק.
«Адерет Элиягу», Берешит 1:1, на слова: «Сотворил»:
«Творение. Конструирование. Делание. Слово «Творение» предназначено указывать на обновление сути, которое не в силах сотворить люди, «даже если все они мудрецы и все они – люди понимающие», такое, как создание камней, растений и разных металлов. «Конструирование» подходит для обозначения структуры предмета в его количественном аспекте, и речь идет о ситуации прилепленности. «Деланием» можно назвать окончательную подгонку, и речь идет о ситуации неприлепленности.»
5
ויאמר אלקים יקוו המים, ויאמר אלקים תדשא הארץ, ותוצא הארץ דשא, ויאמר אלקים תוצא הארץ נפש חיה למינה
«И сказал Б-г: Да соберутся воды, и сказал Б-г: Пусть выведет земля траву, и вывела земля траву, и сказал Б-г: Пусть выведет земля живую душу по виду ее»
6
ויעש אלקים את הרקיע …ויהי כן, ויעש אלקים את שני המארת הגדלים, ויעש אלקים את חית הארץ למינה ואת הבהמה למינה ואת כל רמש האדמה למינהו וירא אלקים כי טוב, וכו’ וכן
И сделал Б-г небесный свод (…) и стало так, и сделал Б-г два больших светила, и сделал Б-г зверя земного по виду его, и животное по виду его, и всех кишащих на земле по виду их, и увидел Б-г, что это хорошо…
בראשית ב:א-ב — ויכלו השמים והארץ וכל צבאם: ויכל אלקים ביום השביעי מלאכתו אשר עשה וישבת ביום השביעי מכל מלאכתו אשר עשה
Берешит 2:1-2 – И были завершены небо и земля и все их воинство; и завершил Б-г в день седьмой работу Свою, которую делал, и покоился в день седьмой от всей работы Своей, которую делал.
7
בראשית ב:ד — אלה תולדות השמים והארץ בהבראם ביום עשות ה’ אלקים ארץ ושמים:
Берешит 2:4 – Вот родословная неба и земли при творении их, в день создания Г-сподом Б-гом земли и неба.
רש»י שם: תולדות השמים והארץ בהבראם ביום עשות ה’. למדך שכלם נבראו ביום ראשון. (וכן כתוב על פ»א פסוק יד)
Раши на это место: Родословная неба и земли при творении их, в день создания Г-сподом: Это учит тебя, что все они были сотворены в первый день (и то же самое написано в комментарии на главу 1, стих 14).
8 См. примечание 3 выше.
9 Кроме признания того факта, что некоторые вещи были сотворены из ничего, есть еще требования, предъявляемые к согласующейся с Торой точке зрения:
1. Первый день не должен рассматриваться как более примитивный по сравнению с последующими днями; наоборот – он был духовно выше, чем последующие дни.
2. Эволюционный процесс должен признаваться как имеющий место лишь как следствие первоначального Б-жественного творения, предопределившего развитие этого процесса.
3. Потребовавшееся для этого время не должно расходиться с буквальным текстом Библии.
4. Процесс творения должен рассматриваться как наиболее подходящий для тех целей, для которых был сотворен мир.
5. Мир и составляющие его части должен рассматриваться как построенный только на сотрудничестве, а не на конкуренции.
6. Человек должен рассматриваться как кульминация творения, та цель, ради которой творение было осуществлено.
10 Еще одна область консенсуса – это принципиальное согласие относительно порядка появления элементов мира. Исключением является тот факт, что Тора утверждает, что солнце, луна и звезды появились на 4-й день, после растительной жизни, появившейся в третий; и птицы, про которых считается, что они произошли от динозавров, также будут проблемой, хотя сейчас некоторые эволюционисты выводят их происхождение от существ, напоминающих рептилий, живших задолго до динозавров.
Добавить комментарий