Вопрос:

Почему сфарадим и восточные евреи начинают читать слихот с началом месяца Элуль, а ашкеназим только с начала недели перед Рош а-Шана?

Ответ:

Обычай говорить молитвы «Слихот» к нам пришёл ещё со времён эпохи геоним (5-9 в. н.э.). Упоминается что в обеих великих ешивах Вавилона (в городах Сура и Пумпедита) произносили «Слихот» в дни раскаяния (р. Ай Гаон).

Во многих общинах Персии и Испании устоялся обычай начинать говорить «Слихот» с начала месяца Элуль. Это связано с тем что Моше поднялся на гору Синай в начале этого месяца для того, чтобы получать вторые скрижали завета. Так эти дни стали временем особой милости Творца, временем покаяния и прощения (Ран). Поэтому многие общины восточных евреев, общины выходцев из Испании и Йемена придерживаются именно этого обычая.

Интересней вопрос стоит с обычаем европейских евреев начинать читать молитвы «Слихот» после окончания последнего Шаббата перед Рош а-Шана. Причём если праздник приходится на середину недели и нет хотя бы четырёх дней перед ним, начинают читать «Слихот» с началом предыдущей недели, то есть на неделю ранее. 

Приведём несколько мнений, объясняющих появление именно такого обычая:

1. Так же как евреи готовились к получению первых скрижалей в течении трёх дней, так же стоит готовиться и к «Дню Суда» (“Лекет йошер” от имени “Трумат а-дешен”). 

2. Начинают «Слихот» после Шаббата, потому что люди успели отдохнуть и поучиться, а потому выйдут на эту молитву с радостным сердцем и в хорошем расположении духа, а как известно Шехина (Б-жественное присутствие) не присутствует там, где царит грусть, а приходит лишь туда, где есть атмосфера радости от исполненных заповедей (Там же).

3. На самом деле «Слихот» правильно начинать с 25-го Элуля — первого дня творения. Но так как людям свойственно ошибаться в датах и менее свойственно ошибаться в днях недели, то привязали начало «Слихот» к Шаббату (Виленский Гаон). 

4. Так как очень распространён обычай поститься на протяжении десяти дней перед Йом Кипуром (включительно), а в течении дней раскаяния четыре дня нельзя поститься (2 дня Рош а-Шана, Шаббат и день перед самим Йом Кипуром), надо начинать восполнять посты заранее. Выходят те самые четыре дня до Рош а-Шана (Левуш). 

5. В День суда (Рош а-Шана) человек предстаёт перед Творцом и в этом он походит на жертвенного ягнёнка — отказываясь от наших грехов и страстей, мы, в определённом смысле, готовимся принести себя в жертву Всевышнему. Жертвенного ягнёнка приводили в Храм за несколько дней до приношения, чтобы проверить его на наличие недостатков, ведь увечное животное запрещено приносить в жертву. Так и мы проверяем себя на наличие недостатков перед Днём Суда за несколько дней, стараясь исправить любые найденные недочёты.

6. Начинают чтение «Слихот» с первого дня после Шабата, так как человек является венцом творения, а исправление человека и всего мира нужно начинать с первого дня недели подобно дням творения (Арух а-шульхан). 

Хочу пожелать вам и всем читателям благословения и удачи! Хорошей записи и печати в День Суда для нас и всего народа Израиля!

Ктива ве-хатима това!

Источники:

Автор(ы) ответа:

https://sprosiravina.ru/?p=1221

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *