Вопрос:

Как можно верить в Б-га, который допустил Катастрофу и страдание?

Ответ:

Введение
На вопрос о страдании можно дать только один из двух ответов. Либо вы не верите в Б-га, и тогда мир представляется совершенно бессмысленным – в такой вариант верят очень немногие. Или же вы верите в Б-га, и тогда вы верите в существование Будущего мира, того единственного, что придает смысл страданию.

Так как эти возможные ответы равноценны, вы не можете использовать страдание, чтобы решить, к какому из них вы склоняетесь. Ваша позиция в вопросе о страдании должна вытекать из вашей веры, а не сама создавать вашу веру.

Всякий, кто говорит: «Я не могу верить в Б-га, так как Он допустил Катастрофу», на самом деле хочет сказать, что в тот момент, когда он получит исчерпывающее объяснение этому, он тут же станет полностью соблюдающим. Но это же почти никогда не так! Не Катастрофа лишила его веры: он только говорит, что именно из -за этого не верит. 

Ответ:
Когда пытаются дать какое-то объяснение событиям Катастрофы, следует приступать к этому в страхе и трепете. Как может что бы то ни было объяснить шесть миллионов убитых евреев? На самом деле, в течение более полувека после этих событий, величайшие мудрецы отказывались рассуждать на эту тему. Исчерпывающий ответ в таком виде невозможен. Может быть, он невозможен ни в каком виде. Когда Моше-рабейну стоял на горе Синай, он достиг величайших вершин, какие только может достичь человек. В этот момент он надеялся, наконец, собрать картинку, объясняющую, почему же есть страдание. Но даже он не смог понять окончательного смысла этого1.

Таким образом, полное понимание этого недостижимо. Но давайте просмотрим некоторые темы и посмотрим, не можем ли мы несколько улучшить наше понимание их.

Для нас очень важно, сколько именно людей было убито и как сильно они страдали. Каждая человеческая жизнь бесценна, и все заповеди отходят на второй план в вопросах спасения человеческой жизни. Точнее – это и есть главная заповедь.

Нет никакой мерки, которой мы могли бы оценить чьи-то страдания. На уровне ощущений нам кажется, что мы должны переживать боль двоих вдвое сильнее, чем переживали бы боль одного. Но на уровне теологии, на уровне объяснения того, почему Б-г допускает существование страдания в этом мире, мы можем с тем же правом начать с объяснения того, почему кто-то ушиб палец2. Есть разница между причинами национальных трагедий и боли данного конкретного человека. Но начальная точка обсуждения обеих проблем – вопрос о том, почему Б-г в принципе допустил страдание в этом мире.

Существует множество объяснений того, почему кто-то должен испытывать боль. Б-г, возможно, побуждает этого человека задуматься о чем-то или обратиться к Нему. Он, возможно, очищает этого человека, или же этот человек должен страдать из-за естественных последствий своих поступков. Но более глубокий вопрос состоит в следующем: «Почему Б-г сотворил мир так, что страдание является неотъемлемой его частью?» Разве не мог Б-г найти другого способа достижения всех тих целей? Почему люди должны страдать?

Давайте расставим все точки над i: иудаизм не рассматривает страдание как обладающее собственной внутренней ценностью. В конечном итоге, страдание рассматривается как часть зла этого мира, как нечто, что в конце концов должно исчезнуть. Но пока в той или иной степени оно встроено в этот мир. Б-г создал тьму перед тем, как создать свет. И с этого момента мы, по-видимому, способны увидеть истинный духовный свет, только поместив его против тьмы. Даже наши органы чувств, по-видимому, работают таким образом; и для того, чтобы поступать хорошо, мы должны поставить напротив этого хорошего нашу склонность пренебрегать нуждами других, говорить неправду, думать о чем-то запрещенном… Боль – это часть процесса нашего обучения, и она служит чрезвычайно важным «ранним оповещением» о том, что что-то не так, в физическом или эмоциональном плане.

Далее. Вопрос «почему мир был сотворен так, а не иначе», в принципе, не имеет смысла. Ведь, не будучи Б-гом, мы в принципе не можем понять, почему тот способ, которым мир был реально сотворен, является наилучшим из всех возможных. Все, что мы можем – это сказать, что выбор Б-га был именно таков, и постараться понять ту мудрость, которая заложена в функционирование мира в том виде, в котором он сотворен.

Еще необходимо отметить тот факт, что в нашем мире все великое достигается только трудом3. Ясно, что мы сами выбираем для себя очень небольшую часть тех трудностей, с которыми сталкиваемся в этом мире. Но так же ясно, что мы сами выбираем, как отвечать на них4, включая нашу реакцию на неминуемую смерть. И нам сообщено, что, упражняя свою способность выбирать таким образом, мы имитируем нашего Творца, мы выбираем создание добра точно так же, как это делает Он.

Это понимание меняет все наше отношение к происходящему. Комфорт, легкость, безопасность и общественное положение больше не являются нашими целями – у души другая повестка дня. Она меряет удовольствие или боль, удобство или неудобство лишь линейкой средств для очищения нашего характера, исправления и возвышения нашей личности5. И когда мы начинаем исправляться и улучшения укореняются, вопросы комфорта, иногда, отходят на второй план6.

Страдание представляет собой максимальное הסתר פנים, сокрытие Лика Б-га. Именно поэтому у нас естественно возникает вопрос о том, где находится Он, когда мы видим боль или трагедию. Но именно «сокрытие Лика» использует Б-г, чтобы поставить перед нами те проблемы, которые мы должны решить, и чтобы дать нам возможность сделать те выборы, которые мы должны сделать.

В нашу эпоху, в предмессианскую эру, «сокрытие Лика», как нам сообщено, должно быть максимальным. Ведь именно в эту эпоху последние, глубочайшие противоречия между чистотой и нечистотой, духовностью и вакуумом должны быть разрешены. В это время последние удары зла, во всей их ужасной ярости, засвидетельствуют о последней попытке уничтожения добра7. Как это формулирует раввин Таубер: «Гитлер сказал: «Я собираюсь показать вам, что вы не олицетворяете собой Б-га. Вы будете отрицать Б-га. Вы будете гневаться на Б-га». Что же, однако, произошло? В обстоятельствах, в которых большинство людей имело бы все возможности разгневаться на Б-г так, как это только возможно, евреи сказали: «יתגדל ויתקדש שמה רבא»  – «Да будет возвеличено и освящено Святое Имя Его!»

В конечном итоге зло не победит, и сама его природа будет использована Б-гом для построения эпохи, когда страдание, Катастрофа и трагедии будут изгнаны навсегда.


1
ברכות ז.
וא»ר יוחנן משום ר’ יוסי שלשה דברים בקש משה לפני קב»ה ונתן לו … בקש להודיעו דרכיו… ונתן לו שנא’ הודיעני נא את דרכיך אמר לפניו רבש»ע מפני מה יש צדיק וטוב לו ויש צדיק ורע לו יש רשע וטוב לו … ופליגא דר’ מאיר דא»ר מאיר שתים נתנו לו ואחת לא נתנו לו»Брахот», 7а: И сказал рабби Йоханан от имени рабби Йоси: три вещи попросил Моше у Святого, Благословен Он, и были они даны ему (…) Попросил дать ему узнать пути Его (…) и дал Он ему, как сказано: «Дай мне, прошу, познать пути Твои». Сказал (Моше) перед Ним: «Господин мира, почему есть праведник, которому хорошо, и есть праведник, которому плохо; есть злодей, которому хорошо(…)». И в этом раби Йоханан спорит с рабби Меиром, ибо сказал рабби Меир: «Две вещи были даны ему, а одна не была дана ему».

2 С философской точки зрения нет разницы между сломанной игрушкой и самым сильным страданием:

ערכין פרק ג טז:
עד היכן תכלית יסורין אמר רבי אלעזר כל שארגו לו בגד ללבוש ואין מתקבל עליו … אפילו נתכוונו למזוג בחמין ומזגו לו בצונן… הושיט ידו לכיס ליטול שלש ועלו בידו שתיים

«Арахин», глава 3, 16:
Где граница страдания (то есть какое минимальное неудобство рассматривается как страдание)? Сказал рабби Элиэзер: Если человеку соткали одежду, а она ему не нравится. (…) И даже если собирались развести вино горячей водой, а развели холодной (…) Засунул руку в карман, чтобы достать три монеты, а попались ему две.

«Одна человеческая трагедия не так разрывает сердце, как такая же трагедия, умноженная на миллионы. Человек, убивший кого-то одного, не так виновен, как осуществивший массовое убийство (…) но справедливость и несправедливость, вина и невиновность имеют различные степени только для людей (…) абсолютный Б-г не может даже на самую малость быть несправедливым (…) Так как наши вопросы к Б-гу относительно Катастрофы вызваны именно массовостью катастрофы, сам вопрос становится этически проблематичным. Конечно, очень по-человечески обвинять Б-га за страдания многих сильнее, чем за страдания нескольких, но это совсем не более гуманно(…) Полагать, что можно примириться с небольшим количеством зла и несправедливости, но не с большим их количеством, жестоко и аморально. На самом деле, Катастрофа стала возможна только потому, что люди готовы были примириться с чем-то меньшим, чем Катастрофа. (…) Вопрос не в том, «почему Катастрофа», а в том, «почему мир, в котором существует хоть какое-нибудь страдание» (Элиэзер Беркович, «Скрытый Б-г истории»).

3
מס’ ברכות ה.
שלש מתנות… נתן הקב»ה לישראל וכולן לא נתנן אלא על ידי יסורין אלו הן תורה וארץ ישראל והעולם הבא

Трактат «Брахот», 5а
Три вещи (…) подарил Святой, благословен Он, Израилю, и все три подарил только через страдания; и вот они: Тора, Земля Израиля и Будущий мир.

מהר»ל נתיב היסורין פרק ב’:
…אלו שלושה מדריגות של קדושה לישראל… כי היסורים זיכוך הנפש ולכך כאשר ישראל קנו מעלה נבדלת מן הגוף צריכים קודם מרוק וזכוך הנפש עד שראוי לקבל המעלה הקדושה ודבר זה דומה ליסורין של אהבה … ולכך אמר ג’ מתנות טובות כנגד ג’ מדרגות של קדושה

Маараль, «Нетив а-Исурин», глава 2:
«(…) Это – три ступени святости Израиля (…) так как страдания есть очищение души. И поэтому, когда евреи достигают уровня, отделенного от тела, они нуждаются сначала в оттирании и очищении души, пока не станут они достойными достижения этого уровня святости. И это похоже на «страдания ради любви» (…) и поэтому перечислены три благих подарка против трех ступеней святости»

בראשית רבה צד:ה
ויזבח זבחים לאלקי אביו יצחק (ויגש) … אין הקב»ה מייחד שמו על ברייה כשהוא חי אלא על בעלי יסורין, לפיכך אין כתיב כאן ויזבח זבחים לאלקי יעקב אלא לאלקי אביו יצחק…שהיה בעל יסורין

«Берешит Рабба» 94:5:
«»И принес жертвы Б-гу своего отца, Ицхака» («Вайигаш») (…) Святой, благословен Он, не связывает Своего Имени с людьми, пока они живы, если они не испытывают страданий; поэтому и не сказано: «И принес жертвы Б-гу Яакова», а сказано только: «…Б-гу своего отца, Ицхака» (…) который испытывал страдания.»

ילקוט איוב תתקח:כג
איוב אלולי לא קרא תגר כשבאו עליו יסורין כשם שאומר עכשיו אלקי אברהם אלקי יצחק ואלקי יעקב כך היו אומרים אלקי איוב

«Ялкут Иов», 908:23:
«Если бы Иов не возроптал, когда были посланы ему страдания, то сейчас так же, как мы говорим в молитве: «Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова», говорили бы: «Б-г Иова»»

לפום צערא אגרא (פרקי אבות ה:כז)
По страданию – и награда («Пиркей Авот» 5:27)

מס’ שבת יג:
ת»ר מי כתב מגילת תענית אמרו חנניה בן חזקיה וסיעתו שהיו מחבבין את הצרות
מהרש»א:
… כמ»ש כשם שמברכים על הטובה כך מברכים על הרעה (דאיתא בערכין דף יז כל מי שעברו עליו מ’ יום בלא יסורים קבל עולמו) ולזה נקרא ספר מגילת תענית דהיום טוב הנזכרים בו עיקרן לא נתייסדו אלא ע»ש התענית שהיה להם בעת צרה

Трактат «Шаббат», 13б:
Учили в Барайте: Кто написал «Свиток постов» (список дней, в которые с евреями происходили чудесные избавления от бедствий)? Сказали мудрецы: Хананья бен Хизкия и его окружение, так как они любили бедствия.

Маарша: (…) «Как сказано: «Так же, как благословляют на хорошее, так благословляют и на плохое, как приводится в трактате «Арахин», лист 17: «Всякий, кто провел сорок дней без страданий, получил свой мир (то есть получил свою награду в этом мире и лишился Будущего мира). Именно поэтому эта книга называется «Свиток постов», так как праздники, которые там упомянуты, изначально установлены в честь постов, которые евреи устраивали в час бедствия»

4 «Я пришел к пониманию того, что в этом состоит универсальный принцип действий каждого из нас – выросли ли мы в трущобах или в Беверли Хиллз. В какой-то момент в детстве вам «сдают карты», и часто тот, кто сдает вам карты – это ваши родители. Эти карты часто представляют собой некоторую перенесенную в детстве травму – ваши родители бедны, ваши родители богаты, ваши родители разведены, ваши родители остаются вместе, хотя им стоило бы развестись, ваши родители пренебрегают вами, ваши родители проявляют по отношению к вам сверхопеку, ваши родители умерли, ваши родители идеальны, ваша домашняя жизнь идеальна, но затем в вашей стране разражается война – список можно продолжать дальше и дальше.

Можно быть уверенным, что в вашем детстве произошло что-то, что отпечаталось в вас на всю жизнь, и, вероятно, это соединилось с вашим основным подходом к жизни, сформировав чувство брошенности, чувство близости к людям, ощущение управляемости (…) вы чувствуете это внутри себя.

Главное здесь в том, что нам никуда не деться от карт, сданных нам в детстве, и все в нашей жизни зависит от того, как мы из разыгрываем. Похвала или порицание за то, как проходит игра – целиком наши» (Кирк Дуглас, Взбираясь на гору – Мои поиски смысла (Симон и Шустер, 1997, стр. 64)).

5 Раввин Таубер: «Если, например, все идет как надо, то беременная женщина живет девять месяцев, перенося утреннюю тошноту, дискомфорт и влияние лунных циклов, и в конце концов все это завершается мучительной болью родов. Несмотря на все эти неудобства, в конце концов она смотрит на новорожденного и говорит, что его рождение все это окупает. А что если она несколько месяцев была беременной, а затем, Б-же упаси, случился выкидыш? Какое опустошение! А что если ребенок родился калекой или идиотом? Что если ребенок родился здоровым, но вырос потом в по-настоящему проблемного ребенка? Что мать подумает в этом случае? Вся эта боль и все эти усилия были ни для чего!

Однако так не должно быть. Наш миссия состоит в Освящении Имени. Мы должны делать то, чего Б-г требует от нас в данный момент. Если вы ответственно подошли к своим обязанностям на данный момент – все, миссия выполнена! Давайте посмотрим на беременную женщину, у которой, не дай Б-г, случился выкидыш. Если она может сказать себе: «Б-же, Ты повелел мне иметь детей. Мое дело – стараться исполнить это повеление. Однако у меня нет никакой гарантии конечного результата. Я знаю, что, пока я предпринимаю все необходимые шаги для выполнения этой миссии, то есть шанс на успех», – если она имеет это в виду, она никогда не испытает опустошения. На самом деле, каждая секунда ее беременности – то же самое, как если бы она дала жизнь ребенку. Ее ощущение завершенности не зависит от конечного итога, который на самом деле, так или иначе, в руке Б-га.» (стр. 46-47)

6 Хотя это основывается на цитате из «Почему я, почему это, почему сейчас», Робин Норвуд, стр. 34, это очень еврейская идея. Например, Маараль утверждает:

מהר»ל נצח ישראל פ»ז:
אין ד»ת מתקיימין אלא במי שממית עצמו עליה: דבר זה ענין מופלא כי התורה והגוף שהן שני הפכים וא»כ איך תתקיים התורה שהיא שכלית בגוף הגשמי שהגשמי הפך הנבדל ולפיכך אין קיום התורה באדם הגשמי שהם כמו שני דברים שאין מתדמים ומתייחסים ביחד, שאין להם עמידה ביחד ולפיכך אין התורה מתקיימת רק במי שממית עצמו על התורה ואדם כזה גופו אינו נחשב כלל וכאילו אינו גופני כלל שהרי הוא ממית ומסלק עצמו על התורה ובזה התורה מתקיים שהרי אינו בעל גוף …

Маараль. «Нецах Исраэль», глава 7:
«Слова Торы сохраняются только в том, кто готов пойти на самопожертвование ради нее. Это чудесная идея, потому что Тора и тело есть две противоположности; а если так, то как же может сохраниться Тора, принадлежащая разуму, в материальном теле, которое совершенно ей противоположно? Поэтому невозможно сохранение Торы в материальном человеке, так как все эти вещи не могут быть сравнены и соотнесены одна с другой. Поэтому Тора сохраняется лишь в том, кто жертвует собой ради Торы, и тело такого человека считается ничем: такой человек как бы совершенно не является телесным, так как он как будто уничтожает себя ради Торы, и в таком человеке Тора сохранится, так как у него нет тела…»

Раввин Таубер: «Наличие веры не означает нечувствительность к боли. Это подобно дарованию жизни ребенку. Женщина перед тем, как дать ребенку жизнь, испытывает весьма реальные родовые муки, но она знает, что после того, как ребенок родится, она будет чувствовать, что это окупилось. Эта вера есть конечный итог, дающий ей силы противостоять нынешней боли. На самом деле, каждый человек, проходящий через боль, рождает «дитя» – это «дитя» есть вы сами. Лишь в завершение вы точно воспринимаете Высшую реальность – что Б-г находится позади всего, и все лишь для вашего конечного блага – перед лицом исключительных трудностей…» (стр. 87).

דברים יד א: א»ע (מובא ג»כ ברמב»ן):
אחר שתדעו שאתם בנים לה’ והוא אוהב אתכם יותר מן האב לבנו לא תתגודדו על כל מה שיעשה כי כל מה שיעשה לטוב הוא ואם לא תבינוהו כאשר לא יבינו הבנים הקטנים מעשה אביהם רק יסמכו עליו כי עם קדוש אתה ואינך כשאר כל הגוים ע»כ לא תעשו כמעשיהם

Дварим 14:1: Ибн-Эзра (приводится также у Рамбана):
«После того, как вы узнаете, что вы – сыновья Б-га и что Он любит вас больше, чем отец любит сыновей, не царапайте свое тело в знак траура, что бы ни произошло, так как все происходящее – к добру. И даже если вы не понимаете этого, как маленькие дети не понимают, что делает их отец, – полагайтесь только на него, ибо «народ святой ты», не такой, как все народы, и поэтому не поступайте так, как поступают они. Тот, кто действительно внутренне принял эту цель страданий, будет проявлять истинную הכרת הטוב, благодарность Б-гу, точно так же, как пациент благодарит доктора за болезненную процедуру.»

7
בדעת תבונות:
שבזמן תוקף עקבות משיחא, לא יקשה עלינו אם הצדיקים נשפלים השפלה גדולה, ואם בני האדם צועקים ולא נענים… כי כל זה נולד לפי שאין הצדיקים יכולים אפילו בזכותם לתקן הקלקולים (של הבריאה בכללה( (ס’ קע הוצאת הרב פרידלנדר דף קצג)
ובכללים ראשונים: ובאחרית הגלות הקב»ה משתמש הרוב מזאת, (מהנהגת המזל) כי הכוונה אז לתת תקון כללי לכל העולם, ועל כן צריך שיתנהג בהנהגת היחוד, שמן ההעלם הגדול יולד הגילוי הגדול, ויהיה שלמות ניתן לעולם. (מובא בהארה 474 שם) והוסיף הרב פרידלנדר דדברים אלה פותחים פתח להבין את הגזירות הקשות שירדו על דורנו

«Даат Твунот»:
«Так как во время, когда усилятся страдания, предшествующие времени Машиаха, не будет удивительно нам, если праведники будут унижены огромным унижением, и если люди будут взывать к Б-гу и не получать ответа…; ибо все это происходит из-за того, что даже праведники своими заслугами не могут исправить испорченное всем человечеством в целом» (глава 170 издания раввина Фридлендера, стр. 193).

И в «Первых принципах»: В конце Изгнания Святой, благословен Он, широко пользуется управлением через судьбу, поскольку нужно в это время обеспечить общее исправление всего мира, и поэтому необходимо, чтобы управление в это время было единым, чтобы из огромного сокрытия родилось огромное раскрытие, и было бы даровано миру совершенство. (Приводится в примечании 474 там же). И добавил рав Фридлендер, что это открывает ворота понимания суровых приговоров, выпавших на долю нашего поколения.

Автор(ы) ответа:

https://sprosiravina.ru/?p=532

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *