Вопрос:

Какая разница между суеверием и сверхъестественным, магией и мистикой?

Ответ:

Суеверия — это вера, не основанная на фактах. Сверхъестественное же — это план, или, точнее, несколько планов реальности, существующих между нами и Вс-вышним1.

Всегда, когда Б-г вносит в мир некую силу, она может быть использована как для хорошего, так и для дурного. Пророчество есть передача положительной и безошибочной мудрости вниз с высших слоев реальности2. Употребив это во зло, получаем кишуф — магию, колдовство. Мистицизм, Каббала — это мудрость, раскрывающая все эти слои реальности, лежащие между нами и Б-гом в Его сущности. И пророки, и мистики имели и имеют возможность использовать установленные ими связи с высшими реальностями для того, чтобы приводить некоторые силы вниз, на землю. Но не в этом их главная задача. Главная цель пророчества — раскрытие Б-жественной воли и цели, установленной Им для этого мира, а затем — усиление и разъяснение этого раскрытия3. Пророчество включает в себя Каббалу, которая, будучи однажды приведенной вниз, может послужить для посвященного путем к внутренней мудрости раскрытия Торы. Главная цель Каббалы — понять, какие космические последствия имеют даже те наши действия, которые кажутся совершенно обычными, а через это — побудить нас к достижению еще больших высот духовности4.


1 Они разделены на Оламот (миры), которые, в свою очередь, разделены на Сфирот.

2
ספר העיקרים ג:יב -שכתב שהנבואה היא סעיף מתורה מהשמים כי כל תכליתו הוא לגלות ולחזק תורה מהשמים

«Сэфер а-Икарим» 3:12 — где написано, что пророчество есть часть небесной Торы, так как все его назначение — раскрыть и установить Тору с Небес.

דעת תבונות (קעח דף רא הוצאת הרב פרידלנדר):
הנבואה היא ידיעה והשגה שהקב»ה נותן לנביא מכבודו יתברך.

«Даат Твунот» (178, лист 201, издание раввина Фридлендера):
«Пророчество — это знание и постижение, которое Святой, благословен Он, дает пророку от Себя, благословенного.»

דרך ד’ ג-ג-ו:
… הרי הוא משכיל בהשכלה עליונה מכל השכלה שאפשר לאדם והיא השכלה בבחינת היותו קשור בבוראו. והנה גלוי כבודו ית’ הוא יהיה הפועל בכל מה שימשך לנביא בנבואתו: והנה ממנו ימשך בכח הדמיון שבנפש הנביא … ומתוך הדמיונות ההם תמשך בו מחשבה והשכלה …

«Дерех Ашем» 3-3-6:
«(…) Вот, Он постигает постижением, что выше любого постижения, доступного человеку, и это — постижение, вытекающее из его качества связанности со своим Творцом. И вот, именно раскрытие почета Его, благословенного будет действовать во всем, что придет к пророку в его пророчестве: вот, из него будет оно происходить посредством силы воображения в душе пророка (…) И из этих воображаемых вещей придут к нему мысль и постижение (…)»

דעת תבונות (קעח דף רא הוצאת הרב פרידלנדר):
ויראו מהם כל השפעותיו בכל דרכיהם, ויראו כל עניניהם שבהם תלויים כל חוקות השמים והארץ וכל צבאם וכל פרטיהם. ועל כן ידעו העבר והעתיד מה שהקב»ה עושה בעולם

«Даат Твунот» (178, лист 201, издание раввина Фридлендера):
«И через них увидят все способы Его действия на всех их путях, и увидят все, связанное с ними, так как от них зависят все законы Небес и Земли и всех их воинств во всех их частностях. И поэтому узнают и о будущем, и о прошлом — обо всем, что делает Святой, благословен Он, в мире».

3
רמב»ם הל’ יסודי התורה פ’ ז’ הל’ ז’:
לכונן אותם ולהודיעם מה יעשו או למונעם ממעשים הרעים שבידיהם

Рамбам, Законы «Йесодей Тора», глава 7, Галаха 7:
«…чтобы наставить их и сообщить им, что они должны делать, или воспрепятствовать злым делам, которые они делают»

ספר העיקרים ג ח: להזהיר על קיום התורה

«Сэфер а-Икарим», 3, 8: «Напомнить им о выполнении Торы»

ספר העיקרים ג:ח:
… הנבואה … לא להגדות העתידות … אלא שגם זה היה נמצא בנביאים … להורות על אמתת נבואתם כדי שיאמינו דבריהם

«Сэфер а-Икарим» 3:8:
«(…) Пророчество (…) не для постановлений о будущем (…) хотя и это было у пророков (…) чтобы показать истинность их пророчества, чтобы их словам верили»

4
ר’ חיים פרידלנדר: היא לא רק להחכים אותנו בהבנת הדברים, אלא ללמד אותנו הלכה למעשה את דרכי עבודת השי»ת. … כל מה שמגלה השי»ת לנו מדרכיו ומעולמו… הוא למוד עבורנו … ונבין מה היה רצונו בבריאת השלבים השונים של העולמות, … ומה התפקיד שמוטל עלינו ביחס לעולמות אלה. (מבוא לקל»ח פתחי חכמה דף 3)

Рав Хаим Фридлендер: «Это (предназначено — перев.) не только для того, чтобы научить нас лучшему пониманию, но и для того, чтобы научить нас практической Галахе: как служить Б-гу благословенному (…) Все, что раскрывает нам Б-г благословенный, из своих путей и из своего мира (…) есть наставление в нашем служении (…) и чтобы мы поняли, в чем состояло Его желание при творении разных уровней миров, (…) и в чем задача, возложенная на нас по отношению к этим мирам.» (Предисловие к «Питхей Хохма», лист 23)

В частности, это подразумевает знание космических измерений каждой заповеди. Это заставляет нас более ответственно подходить к каждому своему действию в силу его важности:

חכמת האמת מלמדת אותנו איך שכל מצוה, על כל פרטיה ודקדוקיה, עומדת ברומו של עולם … «ואיך כל דבר הקטון כאן למטה בארץ – הולך ומתרחב למעלה, ומרעיש כל העולמות. אז ישים האדם אל לבו. ודאי זה כל תועלת החכמה הזאת… האריך בה גם … נפש החיים. .» (שערי רמח»ל עמ’ פא ס’ קכ – מהדורת פרידלנדר)

«Истинная мудрость рассказывает нам, как каждая заповедь, со всеми ее частностями и подробностями, поднимается на вершину мира «(…) и как каждая вещь, маленькая здесь, на земле, увеличивается, поднимаясь вверх, заставляя грохотать все миры. Тогда обратит человек на нее свое внимание. И, конечно, только в этом — вся польза от этой мудрости. (…) Говорил о ней подробно (…)» «Нефеш а-Хаим»(…)» («Шаарей Рамхаль», стр. 81, параграф 120 — издание Фридлендера)

Автор(ы) ответа:

https://sprosiravina.ru/?p=734

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *