Вопрос:
Каким будет мир после прихода Мессии?
Ответ:
В это время все евреи вернутся в Израиль и посвятят себя высоко духовной жизни. Народы мира будут согласны, чтобы это произошло — более того, они будут требовать, чтобы это произошло. Они примут на себя ответственность за физический и научный прогресс и процветание мира, оставив евреям заботу о его духовной и этической стороне. Б-г как реальность, а поэтому и высокие этические стандарты будут столь ясны каждому, что никто не будет в состоянии, понимая их, тянуться к чему-то еще. Мир пройдет через множество стадий даже после прихода Машиаха, но этот путь будет, не отклоняясь, вести в сторону все большей и большей духовности.
В Мессианскую эпоху добро станет столь очевидным, что мы не сможем больше видеть зло обладающим каким бы то ни было самостоятельным существованием. Мессианская эпоха будет особенно приспособлена к максимальному духовному росту, мудрости, знанию и постижению истины1,2.
Хотя у людей по-прежнему сохранится способность выбирать между добром и злом3, они получат естественную склонность делать добро и утратят желание делать зло4. Так современный человек может теоретически положить руку в огонь, но сделает это на самом деле только ненормальный. Люди ясно поймут истину, им не будут нужны чудеса или другие доказательства истинности Б-га и Торы5, и их сердца будут по естественной склонности следовать за их разумом6. Ничто не будет мешать человеку посвятить свою жизнь духовности7.
Каждый еврей будет обладать способностью самостоятельного постижения истины8; Машиах будет нужен только для того, чтобы научить неевреев путям Служения Б-гу. И произойдет все это не сразу9. Человечество будет продолжать расти, сначала до уровня Первого Человека до его греха, а затем – к новым вершинам10. Они будут запоминать всю Тору, которую выучат11. Поэтому люди больше не будут получать награды за то, что выбирают добро12. Тем не менее, в Мессианскую эпоху люди будут продолжать развиваться, по мере того как они будут все больше изучать Тору и практиковать все более чистую форму иудаизма. Мессианская эпоха, таким образом, представляет собой последнюю стадию подготовки перед Будущим миром, עולם הבא13.
В Мессианскую эпоху мы лишимся возможности продолжать зарабатывать награду, которую мы зарабатывали до сих пор, выбирая Служение Б-гу14. Тем не менее, в это время будут сделаны великие достижения. В первую очередь, мы будем продолжать исполнять заповеди. Хотя у нас больше не будет злого начала, יצר הרע, и выполнение заповедей будет происходить без усилий, тем не менее выполняемые нами заповеди будут по-прежнему очищать нас. Мы лишимся награды за преодоление своего злого начала, יצר הרע, но мы все еще сможем пользоваться процессом внутреннего очищения, связанным с исполнением заповедей. Это очищение будет последним перед Будущим миром, עולם הבא15.
Кроме того, мы получим еще одну жизненно важную составляющую совершенства. Цель творения состоит не просто в совершенствовании индивидуума – частном исправлении, תקון הפרט16. Наоборот, она – в приведении всего творения в целом, всей человеческой истории, в состояние полной завершенности – общее исправление, 17תקון הכללי. Пока некоторые люди в мире творят зло, и лишь некоторые – добро, в этом мире присутствует ужасное осквернение Имени Б-га, חלול ה’18. Но когда каждый будет по природной склонности исполнять Его желания, раскроется единственность Святого, благословен Он, произойдет גילוי יחודו, раскрытие единства, קדוש השם, Б-жественной Святости. Если в мире остается хоть один человек, не признающий единства Б-га, проявленного в Его мире, גילוי יחודו (раскрытия единства), – тогда Его единственность еще не проявлена19. Мы поэтому все зависим друг от друга в том смысле, что каждый из нас должен внести свое уникальное, личное духовное совершенство в многоголосие человечества, провозглашающего единство Творца20. Это многоголосие называется ימות המשיח, «эпоха Машиаха», время, когда мы будем вовлечены в чистую духовность21 и нас больше не будет притягивать зло22. Из-за этой духовной ясности эта эпоха станет временем потрясающей мудрости и проницательности23.
Машиах – это катализатор, специально созданный для того, чтобы помочь человечеству достичь этого состояния. Самым первым проводником этого состояния будет еврейский народ24 и, в особенности, его праведники. Они будут партнерами Б-га, совместно с Ним устанавливающими Мессианское состояние25.
Таким образом, на еврейском народе лежит особенная обязанность торопить приход Машиаха, как своими собственными делами, так и помогая неевреям также познать единственность Б-га26. Тогда неевреи также осознают, что их духовность зависит от еврейского народа и приходит через него27. И это подобно тому, как коэны и левиты являются проводниками духовности для всего остального еврейского народа посредством служения в Храме.
כתב הרמב»ם (הל’ תשובה פ’ ט):
ומפני זה נתאוו כל ישראל, נביאיהם, וחכמיהם לימות המשיח כדי שינוחו ממלכיות שאינן מניחים להן לעסוק בתורה ובמצות כהוגן … שבאותן הימים תרבה הדעה והחכמה והאמת שנאמר כי מלאה הארץ דעה את ד’ [במים לים מכסים] וגו’
Пишет Рамбам (Законы Тшува, глава 9):
«И поэтому ждут все евреи, пророки и мудрецы их дней Машиаха – чтобы получить отдых от притеснений царств, которые не позволяют им заниматься Торой и заповедями, как подобает (…) Ибо в те дни увеличится знание, мудрость и истина, как сказано: «Ибо наполнилась земля знанием Б-га [как вода покрывает море]» и т.д.
וברמח»ל, דעת תבונות עמ’ קמד: וישיגוהו בריבוי בדעת והחכמה
И у Рамхаля, в «Даат Твунот», стр. 144: «И смогут распознать его по очень большим знаниям и мудрости»
2
רס»ג אמונות ודיעות, מאמר השביעי, ו
ושמא יאמר אם הם יתחתנו האם תחזור אשת כל איש אליו אם היא תחיה עמו או שכבר התיר המות את הנשואין…כיון שיבוא עמהם משה רבינו פטורים אנו מלאמץ את מחשבותינו בכך
ועיין נדה ע: לכשיבא משה רבינו עמהם וכו’
Рабби Саадья Гаон, «Эмунот ве-Деот», высказывание седьмое, 6
«И, может быть, он скажет: Если они поженятся, вернется ли жена каждого мужчины к нему, если она оживет вместе с ним, или смерть уже прекратила их брак (…) Поскольку придет вместе с ними Моше-рабейну, мы свободны от необходимости напрягать свои мысли ради этого»
3
ר’ חיים פרידלנדר (שם דף קלט): הבחירה היא תהיה שונה, כהגדרת הרמב»ן, בחירה בטבע
Раввин Хаим Фридлендер (там же, стр. 139): Свобода выбора будет другой, согласно определению Рамбана – выбор по природе.
4
רמב»ן (דברים ל: ו)על הפסוק ומל ד’ את לבבך ולבב זרעך: אבל לימות המשיח תהיה הבחירה בטוב להם טבע, לא יתאוה להם הלב למה שאינו ראוי ולא יחפוץ בו כלל והיא המילה הנזכרת כאן … וזהוא שאמרו רבותינו (שבת קנא ב) והגיעו שנים אשר תאמר אין לי בהם חפץ (קהלת יב א), אלו ימות המשיח שאין בהם לא זכות ולא חובה, כי בימי המשיח לא יהיה באדם חפץ אבל יעשה בטבעו מעשה הראוי וגו’
Рамбан (Дварим 30:6) на стих: «И обрежет Б-г сердце твое и сердце потомства твоего»: «Но в дни Машиаха будет выбор того, что хорошо, природой для них, не захочет их сердце того, что не подобает, и не возжелает его совершенно; и это и есть то обрезание, которое здесь упоминается (…) И именно это сказали учителя наши («Шаббат» 151б): «И придут дни, про которые скажешь: нет мне в них желания (ко злу)» (Коэлет 12:1) – это дни Машиаха, в которые нет ни награды, ни наказания, так как в дни Машиаха не будет у человека желаний ко злу – по природе своей он будет делать подобающие дела», и т.д.
5
רמח»ל דעת תבונות (עמ’ קמד): המצב הרביעי … שלא יצטרכו אותות ומופתים לאמת האמונה אלא מצד הידיעה וההשגה (וכתב ר’ חיים פרידלנדר ז»ל שהמצב הרביעי היינו ימות המשיח
Рамхаль, «Даат Твунот» (там же, стр. 154): «Четвертая ситуация (…) что не потребуется знаков и знамений, чтобы доказать истинность веры, а только через знание и постижение» (и пишет рав Хаим Фридлендер: четвертая ситуация – это дни Машиаха)
6
ר חיים פרידלנדר (שפתי חכמים – אמונה ובחירה ח»ב דף קל): והלב … ירצה לעשות כפי הבנת השכל
Рав Хаим Фридлендер («Сифтей Хахамим — Эмуна у-Бхира», часть 2, лист 130): «И сердце (…) захочет делать согласно пониманию разума».
7
רמב»ם הל’ מלכים (פ’ יב הל’ ה: ולא יהיה עסק כל העולם אלא לדעת את ה’ בלבד
Рамбам, Законы Млахим (глава 12, Галаха 5): «И занятием всего мира будет только познание Б-га, и больше ничего»
8
ר פרידלנדר (שם דף קלב): כיון שלעתיד לבא תהיה עבודת ד’ אצלם בטבעם, גם יבינו מצד טבעם מעצמם את האמת. ע»כ וזה מה שאמר הנביא (ירמיהו לא לג): ולא ילמדו עוד איש את רעהו וגו’
Рав Фридлендер (там же, лист 132): «Поскольку в будущем Служение Б-гу будет заложено в их природе, также и истину они поймут сами, по своей природе». И это то, что сказал пророк (Йирмейягу 31:33): «И не будут больше учить человек своего ближнего(…)»
9
ר פרידלנדר (שם דף קלז): הבטחת הנביא «והסרותי את לב האבן מבשרכם» שנזכה לביטול היצר הרע , לא יהיה מוחלט בבת אחת שמיד כשיבא משיח תבטל היצר הרע, אלא ביטול היצר הרע יהיה על ידי תהליך של פרק זמן, עליה אחר עליה
Рав Фридлендер (там же, стр. 137): «Обещание пророка «И удалю Я сердце каменное из плоти вашей», согласно которому мы удостоимся уничтожения злого начала, не исполнится сразу, так, чтобы немедленно после прихода Машиаха злое начало было уничтожено. Уничтожение злого начала будет процессом, занимающим некоторое время, ступень за ступенью»
10
ר’ פרידלנדר שם ושם בדף קפו
Рав Фридлендер там же, и там же, стр. 186
11
ר פרידלנדר (שם דף קלב): התנגדות היצר הרע לעבודת ד’, זו סיבה לשכחת האדם
Рав Фридлендер (там же, стр. 132): «Противодействие злого начала Служению Б-гу есть причина человеческой забывчивости»
12
רמב»ן (דברים ל:ו):
לא יהיה באדם חפץ אבל יעשה בטבעו מעשה הראוי, ולפיכך אין בהם לא זכות ולא חובה, כי הזכות והחובה תלויים בחפץ:
Рамбан (Дварим 30:6)
«Не будет у человека желаний, а только по своей природе будет он делать подобающие дела, и поэтому нет в эти дни ни награды, ни наказания, поскольку награда и наказание зависят от наличия желания (ко злу)»
13
ר’ חיים פרידלנדר (שפתי חיים – אמונה ובחירה ח»ב דף קלה): ימות המשיח אינה מטרה כשלעצמה – שכר עבור קיום תורה ומצוותיה, אלא הם ימים של הכנה לעולם השכר.
Рав Хаим Фридлендер («Сифтей Хаим — Эмуна у-Бхира», часть 2, лист 135): «Дни Машиаха не являются целью сами по себе – наградой за выполнение Торы и заповедей, – они суть дни подготовки к миру, предназначенным для получения награды».
14
ר חיים פרידלנדר (שם דף קמ): נפסיד בתקופה זו את רושי עבודת ד’ של לפום צערא אגרא
Рав Хаим Фридлендер (там же, лист 140): «В эти дни мы лишимся трудностей в Служении Б-гу, которые подразумеваются в выражении: «по трудностям и награда»».
15
בספר לב ציון (ספר של עיונים על הרמב»ן על התורה) הביא (פרשת נצבים דף רפז) לשון הרמח»ל במאמר העיקרים: » הנה שיתא אלפי שנה הגבילה החכמה העליונה לעבודת בני אדם והשתדלותם על השלמות, ואח»כ יתחדש העולם בצורה אחרת, ראויה למה שיעשה בו אחר כן, דהיינו ההנאה הנצחית לזוכים לה , וטרם יכלו ששת אלפים אלה, הנה מאריך שיעבוד האומה הנבחרת במצבה השלם, שיוכלו למתק הדברים אחר כך אל הנצחיות … והאמצעי לזה … הוא מלך המשיח והנה בזמנו ועל ידו יתקנו ישראל תקון גדול וכל הבריאה אחריהם, שירבה הטוב בכל הצדדים ויסור הרע לגמרי, בין במה שנוגע לנפש האדם הנטייה לטובות, וגו'»
ועל זה כתב הלב ציון: וכי דבריו מבואר שהתכלית היא שהמצוות שנעשה אז תזככו אותנו להיות ראויים למצב של תחיית המתים, ואע»פ שלא יהיה נטיה לרע אעפ»כ המצוות העושות את פעולות הזיכוך, ואין זה מחשב לגדר של שכר, אלא שזה טבען של המצוות.
В книге «Лев Цийон» (книга, в которой подробно изучаются комментарии Рамбана на Тору) приводится (раздел «Ницавим», лист 287) выражение Рамхаля из «Маамар а-Икарим»: «Вот, шесть тысяч лет ограничивала Высшая мудрость человеческое Служение и стремление к совершенству, а затем обновится мир в новом виде, подобающем тому, что будет происходить в нем после этого, то есть вечному наслаждению удостоившихся его. Но до того, как пройдут эти шесть тысяч лет, вот, Он обязывает Свой избранный народ служить Ему в своем совершенстве, чтобы сделать затем сладкой их вечный удел. (…) И средство для этого – (…) царь Машиах; и вот, в его время и с его помощью будет исправлен Израиль исправлением великим, а за ними – и все творение, когда со всех сторон увеличится добро, а зло полностью исчезнет».
И об этом пишет «Лев Цийон»: «И из его слов ясно, что высшая цель в том, чтобы заповеди, которые мы выполняем тогда, очистили нас, чтобы мы стали пригодными к воскрешению из мертвых, и несмотря на то, что склонности ко злу уже не будет, тем не менее заповеди совершают очищение, и это не входит в понятие награды, а есть просто природа заповедей.»
16 В קל»ח פתחי חכמה (פתח ב דף ן) («Питхей Хохма, вход 2, лист 6), и דעת תבונות (דף לב) («Даат Твунот», лист 32) Рамхаль объясняет, что если бы целью творения были исключительно награждение праведников и наказание грешникам, тогда цикл человеческой жизни, наказания и вознаграждения мог бы продолжаться снова и снова вечно. Не было бы никакой необходимости приводить этот процесс к завершению, делая устройство мира, как мы его знаем, конечным и переходя к мессианской эпохе.
דעת תבונות דף לב: «והנה כל זה נגד השכר ועונש ונגד הבחירה. ואם היתה הכונה באמת להעמיד הבחירה והשכר ועונש דהיינו שיהיה העולם תמיד בנוי מבני בחירה, להיות צדיקים או רשעים כרצונם, ותמיד יהיה טוב לצדיקים או רע לרשעים, היה צריך שיהיה זה תמיד, ולא יהיה לו הפסק.» ובהארות האיר לס’ קסו: כי למה יבטל [הרע]? וכבר איננה רק לרעים, והרי הוא מוגבל בתחומו שלא לעשות כטבעו הרע אלא כמשפט הראוי
«Даат Твунот» лист 32: «И вот, все это говорится лишь о награде и наказании и о выборе. И если бы намерением было действительно сделать вечными выбор, награду и наказание, то есть навсегда построить мир из существ, способных к выбору, способных быть праведниками или злодеями по собственному желанию, и чтобы всегда было хорошо праведникам или плохо злодеям – необходимо было бы, чтобы такое устройство мира было постоянным, и не было бы у него перерыва». И в примечаниях отметил он, к параграфу 166: Ибо почему будет уничтожено [зло]? Оно ведь – только для дурных, и потому оно заперто в своей области и не может поступать согласно своей злой природе, а только как подобает по справедливости!»
Но в конечном свете, желание Б-га таково, чтобы даже дурной человек получил благо от Его блага. Выражаясь в абсолютных понятиях, Б-г не хочет допустить того, чтобы кто-то не подчинился Его желанию и не дал бы тем самым миру получить от Б-га максимальный благой подарок. Поэтому Он не заинтересован также и в наказании, сопутствующем этому неправильному выбору. Наказание есть, в абсолютных терминах, зло, и должно на каком-то этапе прийти к концу. Все в конечном итоге должно быть приведено в такое состояние, в котором Б-г сможет одарить благом всех, даже רשעים, злодеев. Хотя злодеи будут наказаны, это будет лишь средством дать им благо в конце. Так как это объективно не есть добро, оно не будет бесконечным. Более того, в конечном итоге оно должно быть отменено. Все это требует, чтобы на некотором этапе мы перешли на более высокий план существования, где все мы максимально предрасположены к тому, чтобы принять благо от Б-га.
17
רמח»ל דעת תבונות (דף לב): אין סוף הכונה על השכר ועונש אלא על התיקון הכללי
Рамхаль, «Даат Твунот» (лист 32): «Конечное намерение – не награда или наказание, а общее исправление»
18
ר’ פרידלנדר שם: [ב]מצבינו עתה יש חילול ד’ עצום ונורא בבריאה
Рав Фридлендер там же: «В нашей нынешней ситуации присутствует в творении серьезное и ужасное осквернение Имени Б-га»
19 Сюда включаются также и неевреи:
רמב»ם פי»א מהל’ מלכים הל’ ד:
…אם עשה [כל הדברים האלה]…הרי זה משיח בודאי ויתקן את העולם כולו לעבוד את ד’ ביחד שנאמר כי אז אהפוך אל עמים שפה ברורה לקרוא כולם בשם ד’ ולעבדו שכם אחד.
Рамбам, глава 11 из Законов Млахим, Галаха 4:
«(…) Если он сделал [все это] (…) вот, он Машиах несомненный, и исправит весь мир, чтобы все служили Б-гу вместе, как сказано: «Ибо тогда превращу Я для всех народов язык ясный, чтобы взывали все они к Имени Б-га и служили Ему все вместе»»
Рав Ш.Р.Гирш: «…величайшим идеалом Израиля является всеобщее братство человечества. Почти каждая наша молитва содержит упоминание о том, как мы ждем этого конца» («Девятнадцать писем», письмо 15-е)
20
רמח»ל דעת תבונות (דף קפט): אמנם כלל תיקון הבריאה חילק אותו האדון ב»ה בין כל הנשמות אשר עשה לעבדו
Рамхаль, «Даат Твунот» (лист 189): «Однако общую задачу исправления мира разделил Господин, Благословен Он, между всеми душами, которые Он создал для Служения Ему»
21
רמב»ם הלכות מלכים יב, ד
לא נתאוו החכמים והנביאים ימות המשיח לא כדי שישלטו על כל העולם ולא כדי שירדו בעכו»ם ולא כדי שינשאו אותם העמים ולא כדי לאכול ולשתות ולשמוח אלא כדי שיהיו פנויין בתורה וחכמתה ולא יהיה להם נוגש ומבטל כדי שיזכו לחיי העולם הבא
Рамбам, Законы Млахим, 12:4
«Не ради того так страстно желают мудрецы и пророки дней Машиаха, чтобы властвовать над всем миром, и не ради того, чтобы повелевать идолопоклонниками, и не ради того, чтобы превозносили их народы мира, и не ради того, чтобы есть, пить и веселиться, а лишь ради того, чтобы быть свободными заниматься Торой и мудростью, чтобы не было у них притеснителя и помехи, чтобы удостоиться доли в Будущем мире.»
22
רמח»ל מאמר העיקרים, בגאולה
שירבה הטוב בכל הצדדים ויסור הרע לגמרי בין במה שנוגע לנפש ובין במה שנוגע לגוף דהינו לב האבן יעשה לב בשר, והוא שתגבר בבני האדם הנטיה לטובות ובאפן שלא ימשכו אחרי החמר כלל אלא ינטו תמיד לעבודה ולתורה ויתגברו בה וכו’
Рамхаль, «Маамар а-Икарим», Об Избавлении
«Что увеличится добро со всех сторон, и исчезнет зло полностью, как в том, что касается души, так и в том, что касается тела, то есть сердце каменное сделается сердцем из плоти. Это значит, что пересилит в людях склонность к добру так, что не будут они тянуться за материальностью вовсе, а только будут они склонны постоянно к Служению и к Торе, и будут мощны в них, и т.д».
23
רב צדוק הכהן תקנת השבים דף 161 בנוגע להמשיח עצמן
Рав Цадок а-Коэн, «Таканат а-Шавим», лист 161, относительно самого Машиаха.
24
בראשית א:לא
רש»י: הוסיף ה-א בשישי בגמר מעשה בראשית לומר שהתנה עמהם על מנת שיקבלו עליהם ישראל חמשה חומשי תורה. ד»א יום הששי כולם תלוים ועומדים עד יום הששי הוא ששי בסיון
Берешит 1:31
Раши: «Добавил Вс-вышний букву hей к слову «шестой» при завершении творения мира, чтобы сказать, что он условился с творением, что оно будет существовать лишь при условии, что примут евреи пять книг Торы (числовое значение буквы hей — 5). Другое объяснение: «Тот самый шестой день» — мир не получил несомненного существования до «того самого шестого дня», то есть до шестого Сивана» (дня дарования Торы).
רמח»ל, מאמר העקרים, בגאולה
וטרם יכלו ששת אלפים אלה, הנה צריך שתעמד האומה הנבחרת במצבה השלם שיוכלו לעתק הדברים אחר כך אל הנצחיות, וזה מה שהבטחנו עליו שיהיה על כל פנים, והאמצעי לזה יהיה אחד מזרע דוד שיבחרהו האדון ברוך הוא לזה ויעזרהו שיצליח בו, והוא מלך המשיח.
Рамхаль, «Маамар а-Икарим», Об Избавлении
«И до того, как закончатся эти шесть тысяч лет, вот, необходимо, чтобы существовал этот избранный народ в своем состоянии совершенства, чтобы можно было затем перевести это все в вечное состояние, и именно об этом нам дано обещание, что это в любом случае будет так. Средством же для этого будет один из потомков Давида, которого изберет Господин, благословен Он, для этого, и поможет ему выполнить это, – и это царь Машиах.»
25
וכתב הרמח»ל בדעת תבונות (דף קעב) שיש שותפות בין הצדיקים והקב»ה בתיקון הבריאה ובדף קעג כתב «והנה הקב»ה מחלק מעצם הנהגתו לכנסת ישראל, להיותו שותפות עמו בהשלמת הבריאה, שיהיה הוא יתברך מתקן מצד אחד, והיא מצד אחר, ומיניה ומינה יסתיים התיקון השלם» ובדף קעו כתב, «ובהגאל ישראל … הכבוד עצמו יתרומם».
И пишет Рамхаль в «Даат Твунот» (лист 172), что праведники и Святой, благословен Он, совместно исправляют мир; а на листе 173 пишет: «И вот, Святой, благословен Он, уделил часть самой Своей способности управлять Общине Израиля, чтобы она вместе с Ним работала над совершенствованием творения, чтобы Он, благословенный, исправлял его с одной стороны, а она – с другой стороны, и с Его и ее помощью будет завершено полное исправление». А на листе 176 он пишет: «А когда будет избавлен Израиль (…) Сам Почитаемый возвысится».
26
דברים ו: ד שמע ישראל ד’ אלקינו ד’ אחד
רש»י: ד’ שהוא אלקינו עתה ולא אלקי האומות הוא עתיד להיות ד’ אחד וגו’
כד הקמח (ערך הגאולה) :וטעם הפיזור … האחד ש … ילמוד האומות מהם מציאות הש»י ובענין ההשגחה וגו’
וכן בספורנו (שמות יט:ו) … תהיו ממלכת כהנים להבין ולהורות לכל המין האנושי לקרוא כולם בשם ד’ ולעבדו שכם אחדוגו’
Дварим 6:4 «Слушай, Израиль: Г-сподь, Б-г твой – Г-сподь один»
Раши: «Г-сподь, Который сейчас – твой Б-г, но не Б-г народов мира, в будущем будет Б-гом одним, и т.д.
«Кад а-Кемах» (статья «Избавление»): (…): и причина рассеяния (…) одна из них (…) чтобы научить народы знанию о Б-ге благословенном, и о том, как Он управляет миром, и т.д.»
И то же самое у Сфорно (Шмот 19:6): «…будете царством священников, чтобы разъяснить и преподать всему человечеству, чтобы взывали они все к Имени Б-га и служили Ему все вместе, и т.д.»
27
תנחומא במדבר ג:
ולעתיד עכו»ם רואין היאך הקב»ה מתדבק עם ישראל והם באים להדבק בהם שנאמר (זכריה ח) נלכה עמכם כי שמענו אלקים עמכם
Танхума, Бемидбар 3:
«А в будущем идолопоклонники увидят, как Святой, благословен Он, прилеплен к Израилю, и тоже придут прилепиться к нему, как сказано (Зехарья, 8): «Пойдем мы с вами, ибо слышали мы: Б-г с вами».
Они попытаются доказать, что все их действия всегда отражали это понимание».
Добавить комментарий