Вопрос:
Какова природа награды и наказания в Будущем мире?
Ответ:
В конечном итоге Б-г желает давать всем Своим созданиям, включая злодеев (1רשעים ), и ищет пути выполнить это .2עונש, наказание, которое представляет собой на самом деле просто естественное следствие того, что человек не дает Б-гу сделать ему благо согласно Его желанию, есть на самом деле способ, которым пользуется Б-г для того, чтобы в конечном итоге одарить человека, как Он изначально и хотел3. Ведь, в конце концов, ничто не может противостоять Б-жественной воле, а Его воля состоит в том, чтобы сделать нам добро4. Наказание, включая Геином5, есть, таким образом, всего лишь временное средство6, и не есть абсолютное7. Служа только воплощению Б-жественного давания, в конце концов он будет уничтожен8.
Полные רשעים, злодеи, которые, тем не менее, имеют право на получение некоторого блага, получат свою награду в этом мире, а не в будущем. Они не могут получить награды в Будущем мире, עולם הבא, поскольку у них нет никакой связи с ним9. Однако, это верно лишь в том случае, если сделанное ими добро не потребовало усилий или было вообще сделано механически. רשעים, злодеи, последовательно старавшиеся делать добро, хоть на самом небольшом уровне10, тем самым получат, на этом же небольшом уровне, связь с Будущим миром11 и продолжат свой рост в Будущем мире12. Даже те евреи-злодеи, רשעים, чьи дела не могут быть вознаграждены в Будущем мире, получат некоторую часть Будущего мира за добродетель духовности, внутренне присущей им13, и за их природные хорошие качества14. Ведь, в конечном итоге, душа каждого из нас есть его духовный корень очень высокого уровня, не замешанный ни в каких преступлениях и, на самом деле, всегда действующий на уровне Будущего мира. Именно это подразумевает фраза: «У всех евреев есть доля в Будущем мире», כל ישראל יש להם חלק לעולם הבא15.
Тем не менее, про самых ужасных злодеев сказано, что у них нет никакой доли в Будущем мире16. Но даже они достигают, в некотором смысле, Будущего мира, за счет отпечатка (רשימה) в их душах душ праведников, с которыми их души соединены17.
Как «наказание» злодеев есть лишь выражение сути их личностей, так же обстоит дело и с «вознаграждением» праведников, צדיקים18.
רמח»ל, קל»ח פתחי חכמה, דף ה-ו: ואם תאמר: כך הוא טוב – להטיב לצדיקים כמו להרע לרשעים, ורחמי רשעים אכזרי, הרי כתיב: «וחנותי את אשר אחון – אף על פי שאינו הגון» (ברכות ז.), וכתיב «יבוקש את עון ישראל ואיננו ואת חטאת יהודה ולא תמצאינה» (ירמיהו נ כ) הרי שרוצה להטיב גם לרשעים.
Рамхаль, «Питхей Хохма», лист 5-6: «А если ты скажешь: Это и есть благо – делать добро праведникам и зло злодеям, а «милосердие к злодеям есть жестокость» – ведь написано: «И помилую Я того, кого помилую» – несмотря на то, что он не достоин («Брахот» 7а), и написано: «Будут искать преступление Израиля, и нет его, и грех Йегуды, и не найдется». (Йирмейягу 50:20) – вот, Он хочет делать добро также и злодеям!»
2
רמח»ל, קל»ח פתחי חכמה, דף ה-ז.
וז»ל המכתב מאליהו ח»ב עמ’ 63: וכבר כתב הגרש»ז זצ»ל «הלואי ויזכה החוטא לגיהנום», פירוש כי גיהנום ענינו חרטה ובירור … ועי»ז בא לבסוף לידי תקון.
Рамхаль. «Питхей Хохма», лист 5-7.
«И вот что говорит «Михтав Ме-Элиягу», часть 2, стр. 63: И уже написал а-Гаон рав Шлоймо Залмен благословенной памяти: «И хорошо было бы, если бы удостоился грешник Геинома», то есть суть Геинома – раскаяние и прояснение (…) и через это он в конце концов исправляется.»
3
רמח»ל, שם: אמנם במכתב מאליהו ח»א עמ’ 291 אמר שהמקבל שכר על ידי בחירתו לטוב, יש בזה כח הצמיחה בעוה»ב וימשיך ויגדול שם ברוחניות. «אבל מי דלא קנה הוייתו בבחירה אלא שהגיע להתבטלות הרע שבו על ידי יסורי גיהנום … הוא לא יכלה ולא יתפתח עי»ז, כי כח ההשגה לא ניתן לו בעולם ההוא
Рамхаль, там же: Однако в «Михтав ме-Элиягу», часть 1, стр. 291, говорится, что если человек получает награду в силу того, что избрал добро, в этом есть потенциал роста в будущем мире, и он будет продолжать там свой духовный рост. «Но тот, кто не получил своего существования в силу своего выбора, а только произошло уничтожение содержащегося в нем зла с помощью страданий Геинома (…) он не будет уничтожен и не буде расти из-за этого, поскольку способность достигать в том мире не дается»
4
רמח»ל, שם עמ’ ג-ו: יחוד השליטה זה יחוד רצונו ית»ש -שא»א שיהיה שום דבר מבטל רצונו בשום טעם … כי הרצון העליון רוצה רק טוב לבד, וזה אינו טוב ודאי – שלא יוכל טובו להתפשט בבריותיו.
Рамхаль, там же, стр. 3-6: «Единство власти – это единство желания Его, благословенно Имя Его — так как невозможно, чтобы хоть что-нибудь отменило Его желание по какой-либо причине (…) так как высшее желание есть желание только добра, а это не было бы, несомненно, добром, если бы Его добро не смогло бы распространиться в Его созданиях.»
5
מהר»ל (חידושי אגדתא על ב»מ נח בדפי המהר»ל דף 29): כי הגיהנם הוא מצד עולם הזה בלבד … [ובשלו מסויים כבר יהיה] בטל הגיהנום כי אין הגיהנום לעתיד לבא
Маараль («Хидушей Агадта» на «Бава Меция», 58, согласно нумерации листов Маараля лист 29): «Так как Геином есть явление лишь этого мира (…) [и на определенном уровне уже будет] уничтожен Геином, так как Геинома в будущем не будет»
6
רמח»ל, שם עמ’ ו: והרשעים צריך להענישם כדי שימחול להם אחר כך … אך סוף המעשה בכל בני אדם, בין צדיקים בין רשעים, הוא לתת להם טוב.
Рамхаль, там же, стр. 6: «А злодеев нужно наказывать, чтобы потом им было прощено (…) но в конце всего всем людям, как праведникам так и злодеям, будет дано благо»
7
רמח»ל, שם עמ’ ז: נוציא מכל זה שהעונש הוא רע … אלא שהמצאו צריך לברייתא, כדי להגיע ממנו אל התכלית: ואם היה אפשר בלאו הכי – היה יותר טוב לפי הרצון
Рамхаль, там же, стр. 7: «Из всего этого мы сделаем вывод, что наказание есть зло (…) но его наличие необходимо для мира, чтобы с его помощью достичь цели; и если бы можно было обойтись без него – согласно желанию Его, это было бы лучше»
8
רמח»ל, שם עמ’ ו: אם כן העונש (אלו לא היה מביא לתיקון – ר’ פרידלנדר) הוא רע, עד שצריך שיהיה כלה ולא נצחי
Рамхаль, там же, стр. 6: «Если так, то наказание (если бы оно не вело к исправлению – рав Фридлендер) есть зло, настолько, что необходимо, чтобы оно было уничтожено и не было бы вечным.»
ובגמ’ בבא מציעא דף מח עמ’ ב: כל היורדין לגיהנום עולין חוץ מג’ שיורדים ואינם עולים ואלו הן הבא על אשת איש והמלבין פני חבירו ברבים והמכנה שם רע לחבירו פירש במהר»ל (חידושי אגדתא שם בדפי המהר»ל דף 29): שאר חטאים עולים תוך זמן משפט שלהם וחוזרין לירד ואלו ג’ אין עולים עד שקבלו משפט שלהם. ע»כ רואים שאפילו ג’ אלו עולים בסוף
И в трактате «Бава Меция», лист 48, сторона 2: Все, кто спускается в Геином, поднимаются, кроме троих, которые спускаются и не поднимаются, и вот они: вступающий в связь с замужней женщиной, и позорящий товарища на людях, и дающий кличку товарищу. Разъясняется у Маараля («Хидушей Агадот» там же, согласно нумерации листов Маараля лист 29): «Остальные грешники поднимаются в то время, пока над ними происходит суд, и спускаются вновь; эти же трое не поднимаются, пока наказание их не будет завершено. Так что отсюда следует, что даже эти трое в конце поднимаются.»
9 Даже в случае совершенного злодея, Б-г не «удерживает награду всякого человека», и он выплатит этому человеку всю его награду за все то хорошее, что тот успел сделать в этом мире. На самом деле, Б-г хотел бы заплатить ему не в этом мире, а в будущем. Однако рав Десслер объясняет, что, поскольку этот человек просто не является достаточно духовным, чтобы построить связь с духовностью Будущего мира, он не сможет получить такую награду, даже если она будет ему выдана. Поэтому у Б-га нет иного выбора, кроме как заплатить ему в этом мире.
10
מכתב מאליהו ח»א עמ’ 4: אם אדם איננו זוכה לעוה»ב גופא, אלא שמרשים לו לעבור מבחוץ ולהנות רק מריח טוב של עוה»ב … הוא השכר היותר קטן אשר אפשר להמצא, ועל כרחנו הוא עבור המצוה היותר קטנה אשר אין קטנה הימנה (שהרי כל מצוה יש לה מתן שכרה בעוה»ב) ע»כ.
«Михтав Ме-Элиягу», часть 1, стр. 4: «Если человек не удостаивается самого Будущего мира, но позволяют ему лишь подойти снаружи и насладиться прекрасным ароматом Будущего мира (…) это – самая маленькая награда, какая только может быть, и неизбежно она дается за выполнение самой маленькой заповеди, меньше которой нет (так как за выполнение каждой заповеди установлена награда в Будущем мире)»
11
מכתב מאליהו ח»א עמ’ 226: כתוב במדרש הנעלם (בראשית קיח) שבימי ר’ יוסי היו רוצחים בהרים כו’ שהיו חסים על עוברי דרכים יהודים שלא לרצחם כו’ ואמר ר’ יוסי שהם בני עולם הבא. והיינו משום שאפילו אדם השפל ביותר אם עומד בנסיון שלו ומנצח ליצרו בנקודת בחירה שלו שהוא מתנסה בה, הרי יש במעשה זו בחינת חיי עוה»ב. (עיין שם דף 291 אות ג שהאריך יותר)
«Михтав Ме-Элиягу», часть 1, стр. 226: «Написано в возвышенном Мидраше (Берешит 118), что во времена рабби Йоси в горах были убийцы и т.д., которые жалели путников-евреев и не убивали их и т.д., и сказал рабби Йоси, что у них есть доля в будущем мире. И это потому, что даже самый низкий человек, если он устоит в своем испытании и превозможет свое злое начало в той области своего выбора, в которой оно соблазняет его, — это его деяние связывает его с Будущим миром.» (см. там же, стр. 291, параграф 3, где он говорит об этом более подробно).
12
שם דף 291 אות ג: בזה בודאי יש כח הצמיחה ויזכה להתפתחות-אין-סוף בבחינה ההיא
Там же, стр. 291, параграф 3: «В этом, несомненно, содержится потенциал роста, и этим он удостоится бесконечного развития.»
13
ובמהר»ל (חידושי אגדתא על ב»מ נח בדפי המהר»ל דף 29): כי הגיהנם הוא מצד עולם הזה בלבד … [ו]יש לאדם מדריגה למעלה מן העולם הזה הגשמי שמעלה אותו מן הגיהנום כלל
מכתב מאליהו ח»א עמ’ 290: «וגם בהיותם בארץ אויביהם (בגלות אצל הס»א) לא מאסתים כו’ לכלותם כו’ כי אין רשות למשול בישראל לגמרי מבלי השאיר שום ניצוץ קדושה … כי ענין של הנקודה הפנימית היא הויה באדם. ובאה עמו לעוה»ב …(וע’ ב»ב דף י עמ’ ב בסלע זו לצדקה על מנת שיחיה בני כו’ בהפרש שבין ישראל לאומות בזה)
ובמכתב מאליהו שם הסביר שמי שמקבל עולם הבא באופן כזה לא יוכל לצמוח עוד בעוה»ב.
Маараль («Хидушей Агадот» на «Бава Меция», 58, согласно нумерации листов Маараля лист 29): «Так как Геином принадлежит только этому миру (…) [и] у человека есть уровень более высокий, чем уровень этого материального мира, который полностью поднимает его из Геинома.»
«Михтав Ме-Элиягу», часть 1, стр. 290: «И также когда будут они в земле их врагов» (в изгнании среди идолопоклонников) не станут они отвратительны Мне (…) чтобы уничтожить их» — так как нет права властвовать над Израилем полностью, чтобы лишить его всех искр святости (…) так как место сосредоточения внутренней сущности человека есть его существование, и оно приходит с ним в Будущий мир (…)»(И см. «Бава Батра», лист 10, сторона 2, относительно «эта сэла — на милостыню, ради того, чтобы был жив мой сын и т.д.», где говорится о разнице между евреями и народами мира в этом отношении).
И в «Михтав ме-Элиягу» там же объясняется, что тот, кто получает долю в Будущем мире таким образом, не сможет развиваться в нем дальше.
14
מכתב מאליהו ח»א עמ’ 292: וחלילה לנו להסתפק (довольствоваться) במעלותינו הנמצאות בנו, כי לא בהן נזכה לעתיד הגדול
«Михтав ме-Элиягу», часть 1, стр. 292: «И Б-же нас упаси полагаться на те качества, которые есть у нас, поскольку не ими заслужим мы великое будущее.»
15
רב צדוק הכהן, מחשבות חרוץ עמ’ 28-9: וכל ישראל יש להם חלק לעולם הבא, היינו דמעמקי לבבם הנעלם שאינו בהתגלות כלל אפילו לאדם עצמו שהוא שורש נשמתם חלק אלו»ק ממעל שע»ז אמרו (שהש»ר ה ב) דהקב»ה לבן של ישראל, דבר זה הוא סוד העוה»ב שהוא נגד ליבא כידוע, והוא החלק לעוה»ב שיש לכל ישראל אפילו לחוטאים, שכל החטאים הוא רק מצד החומר וההתגלות בועה»ז ולא מצד עומק הנשמה הטהורה הנעלמת בעוה»ז וכו’
Рав Цадок а-Коэн, «Махшавот Харуц», стр. 9-28: «И у всех евреев есть доля в Будущем мире – то есть, скрытые глубины сердца, не раскрывающиеся совершенно, даже самому человеку, которые есть основа его души, «часть Б-га, что наверху», о чем сказано (Шир а-Ширим Рабба 5:2), что Святой, благословен Он – сердце евреев. И это – тайна Будущего мира, который, как известно, напротив сердца, и это и есть та доля в Будущем мир, которая есть у каждого еврея, даже у грешников. Ведь грех грешника происходит лишь со стороны его материальности, проявленной в этом мире, а не со стороны глубин чистой и скрытой души, относящейся к Будущему миру (…)»
16
רמח»ל, מאמר העקרים, בגאולה
ואמנם אחרי התחיה יהיה יום הדין הגדול שידין הבורא יתברך את כלם וישפט הראויים לשאר לנצחיות והראויים לאבד. הראויים לאבד יענשו לפי מה שראוי להם ולבסוף יאבדו לגמרי והראויים לשאר ישארו במדרגה שתגיע להם כפי המשפט בעולם שיחדש
Рамхаль, «Маамар а-Икарим», об Избавлении
«И, однако, после воскресения будет день Суда великого, когда будет судить Творец благословенный всех, и приговорит достойных вечности – к вечности, а достойных уничтожения – к уничтожению. Достойные уничтожению будут наказаны подобающим для них способом, а затем будут уничтожены, а достойные сохранения сохранятся на том уровне, который будет соответствовать им согласно их приговору в обновленном мире»
וז»ל ר’ צדוק הכהן בתקנת השבים עמ’ 158: ובמשנה בסנהדרין מנו ז’ דאין להם חלק לעולם הבא ו’ מישראל והז’ בלעם מאומות העולם, ומסתמא ז’ אלו כוללים כל הנפשות שאין להם חלק לעוה»ב דודאי היו יותר מז’ אלו, רק שכל דבר חלוק לז’ מדריגות כידוע וכל אחת כולל מדרגה מיוחדת וכמו ז’ ימי בראשית, ז’ ימי המעשה ויום הז’ שבת מעין עוה»ב וכן ו’ אלפי שני דעוה»ז, כך יש גם בעוה»ב שהוא זמן קבול שכר על המעשים וגו’
И вот что говорит рав Цадок а-Коэн в «Таканат а-Шавим», стр. 158: «И в Мишне, в трактате «Сангедрин», перечисляются семеро, у кого нет доли в Будущем мире: шестеро из Израиля, а седьмой, Билам – из народов мира. И можно полагать, что эти шестеро содержа в себе все души, у которых нет доли в Будущем мире, так как, несомненно, их было больше, чем семь. Но дело в том, что всякая вещь разделена, как известно, на семь уровней, и каждая из этих душ соответствует определенному уровню, подобно семи дням Творения, где седьмой день, Шаббат, относится к Будущему миру, также шесть тысяч лет этого мира. То же самое есть и в Будущем мире, который есть время получения награды за дела (…)»
17
ר’ צדוק הכהן תקנת השבים שם (וגם במחשבות חרוץ) ע»פ הגמ’ סנהדרין אלה הם שאין להם חלק לעולם הבא ושם במשנה שלפי דורשי רשומות יש להם חלק לעה»ב וכתב ר’ צדוק שדורשי רשומות היינו שדורשים הרשימות של הנשמות וז»ל שם: ומדרגה זו השיגו דורשי רשומות הרשימו שאמרו דכולם יש להם, והכל אמת דמצד מדריגת הראשונות אין להם … ומצד השורש [יש להם]. ע»כ וכעין זה כתב המכתב מאליהו ח»א
Рав Цадок а-Коэн, «Таканат а-Шавим, там же (а также в «Махшавот Харуц»), согласно трактату «Сангедрин»: «Вот те, у кого нет доли в Будущем мире». И там же в Мишне сказано, что по мнению мудрецов, разъясняющих написание слов, у них есть доля в Будущем мире. И написал рав Цадок, что «разъясняющие написание слов» значит на самом деле – разъясняющие списки душ, и пишет он там: «И этого уровня достигли «разъясняющие написание слов» и объясняющие списки, и сказали, что она у них есть; и истинно и то, и другое: согласно уровню первых у них нет, (…) а с точки зрения корня [у них есть]». И нечто подобное пишет и «Михтав ме-Элиягу», часть 1.
Однако, это применимо только к евреям, имеющим неуничтожимую сердцевину добра:
דגוי ששבת חייב מיתה שמהם אין להקב»ה נייחא אלא על ידי המעשה שעוסקים (פירוש המעשים הטובים) …. משא»כ בישראל … אהוב בלא טעם … מצד השורש … ומצד מדריגה זו שבעוה»ב אין שום נפש מישראל נגחה אלא בלעם שהוא מאומות העולם (ע»ש שמבאר ענין זה ע»פ הקשר שבתפילין)
«Так как нееврей, соблюдающий Шаббат, достоин смерти, так как от них нет для Святого, благословен Он, удовольствия, а только от дел их, которые они делают (то есть от их добрых дел) (…) Не так дело обстоит с евреями (…) любимыми (…) из-за их корня (…) и с этим же возвышенным свойством связано то, что из Будущего мира не выброшена ни одна еврейская душа, а только Билам, который из народов мира (см. там же объяснение всей этой темы, исходя из узла тфиллина).»
(ועיין עוד ברב צדוק, מחשבות חרוץ ומ’ 28)
(И см. также рав Цадок, «Махшавот Харуц», стр. 28)
18
מכתב מאליהו ח»ב עמ’ 63: מצד שני על אלה הדבוקים בחייהם בתוכן הרוחני האמיתי כתוב «להנחיל אוהבי יש», ואין היש הזה אלא בם בעצמם. כי בהיותם רוחניים ימצאו את מהותם הרוחנית שהיא היש. והיש הזה כולל הכל, וכל שורשי העולם הבא שלהם נמצאים בתוך עצמם, ואינם שואפים לדברים אחרים זולתם, וע»כ שמחים הם בחלקם. ע»ש עוד
«Михтав ме-Элиягу», часть 2, стр. 63: «С другой стороны, о тех, кто привязан к жизни своей духовной истинной сутью, написано: «Дать удел любящим Меня есть», и это слово «есть» означает – «есть в них самих». Поскольку, раз они являются духовными, они найдут свою собственную духовную сущность, про которую и сказано «есть». И это «есть» включает в себя все, и все корни Будущего мира, предназначенного для них, находятся в них самих, и они не стремятся ни к чему другому, кроме них, и потому они счастливы своему уделу.» И см. там же продолжение.
Добавить комментарий