Вопрос:
Шалом.
Евреи (в том числе религиозные, и в том числе раввины), которые умерли от коронавруса – им уже с Рош а-шана было это предопределено, и они умерли бы в любом случае, или все же имеет значение, что они умерли именно от коронавируса, то есть если бы его не было, то они не умерли бы?
Ответ:
Шалом.
Раби Акива в трактате Авот (3:15) говорит: “Всё предопределено, но возможность выбора дана”. Рамбам объясняет эти слова так: несмотря на то, что Всевышний знает, что происходит в мире, у человека всё же есть выбор – быть праведником или злодеем. Но выбор этот в духовных аспектах, т.е. исполнять заповеди или нет, материальные же вещи предопределяются Всевышним в начале года (Рош а-Шана) на весь последующий год в соответствии с нашими заслугами.
Ваш вопрос касается болезни и смерти людей, который лежит полностью в материальном аспекте. Мы не можем говорить: «Если бы коронавируса не было, то…» – ведь он был. Значит в Рош а-шана Всевышний решил, что будет коронавирус и какие-то люди умрут, какие-то выздоровят, а кого-то эта болезнь обойдёт стороной.
Несмотря на то, что есть заповедь оберегать своё здоровье, сами жизнь и смерть не лежат в плоскости свободы выбора. Результат лечения зависит от многих факторов, но они материальны, а материальные условия – это лишь площадка, на которой мы осуществляем свою духовную работу. Поэтому наряду с другими материальными вопросами, такими как: сколько кто заработает в наступающем году, в каких условиях будет жить и так далее, Всевышним в Рош а-шана решается и вопрос о здоровье.
Добавить комментарий