Вопрос:

Почему в утренней молитве два раза идет Ашрей: первый в Песукей де-зимра, а второй после Амиды?

Ответ:

Вы правильно заметили, что «Ашрей» повторяется в утренней молитве два раза. Вы, возможно, также заметили, что мы ещё раз повторяем его в молитве Минха. Получается, что мы произносим «Ашрей» три раза в день, в том числе в Шаббат и праздники.

Этот закон основан на высказывании Талмуда в Брахот (4б): «Тому кто произносит «Восхваление Давида» (145-й псалом) три раза в день, обещано, что он удостоится удела в Будущем мире». Причина заключается в том, что псалом прославляет Всевышнего всеми1 буквами алфавита, начиная каждое предложение с новой буквы, перечисляя их все по порядку.

Также в этом псалме есть стих «Открывает свою руку и насыщает всё живое», говорящий нам о Б-жественном Проведении, то есть о том, что Всевышний лично заботится о нуждах каждого создания, готовя ему пропитание и всё необходимое для жизни на каждый день. Это своего рода инструмент для укрепления веры перед молитвой «Амида» (Шмоне эсре) утром (Шахарит) и днём (Минха) и перед второй частью утренней молитвы (в будни – «Ува леЦион», в субботу, праздники и новомесячье – «Мусаф»).

Стоит также заметить, что первый стих «Ашрей», а именно «Счастливы сидящие в доме Твоем, всегда хвалить будут Тебя. Сэла!» добавлен из другого, 84-го псалма. Это сделано в соответствии с высказыванием Талмуда Брахот (32б): Первые хасиды готовились к молитве один час и только потом молились. Откуда этот закон? Сказал раби Йеошуа бен Леви: Сказано в писании (Теилим 84:4): «Счастливы сидящие в Доме Твоём», и только после этого сказано «будут прославлять Тебя вечно». То есть сначала нужно посидеть и настроиться на молитву, читая отрывки из Торы, псалмы и благословения, и лишь потом молиться «Амиду».

Второй стих из «Ашрей», а именно «Счастлив народ, чья (судьба) такова, счастлив народ, у которого Г-сподь – Б-г его», добавлен из псалма 144 (стих 15).

Таким образом получается, что во время чтения «Ашрей» мы три раза произносим слово «ашрей» (счастливы), и это соответствует тому, что мы трижды в день произносим «Ашрей».

Последний стих «Ашрей», а именно «А мы благословлять будем Г-спода отныне и вовеки. Алелуя», взят из 115 псалма (стих 18). Это установлено для того, чтобы мы и начинали, и заканчивали произнесение «Ашрей» прославлением Всевышнего («Алелуя» означает «прославляйте Г-спода»).


1 Единственная буква, которая пропущена в «Ашрей» как первая буква строфы, – это буква נ «нун». Эта буква намекает на падение (нефила) еврейского народа, упомянутое в пророке Амос (5:2): «Пала, не встанет вновь дева Израилева; повержена она на землю свою, некому поднять её».

Источник

Автор(ы) ответа:

https://sprosiravina.ru/?p=913

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *