Вопрос:

Почему я должен молиться на иврите?

Ответ:

На самом деле вы можете молиться на любом языке, который вы понимаете1, но несравнимо лучше молиться на святом языке. Мы подчёркиваем здесь именно святой язык, а не иврит, так как иврит – это современный язык, построенный на основе святого языка, и важно не путать эти понятия.

Во-первых, если вы можете молиться на святом языке, вы можете пойти в любую синагогу мира и чувствовать себя там, как дома. Это дает еврейскому народу удивительную целостность.

Во-вторых, святой язык располагает определенными возможностями, которых нет у других языков. Разница между ними примерно такая же, как между мечом и луком со стрелами. Меч остер – он опасен, даже если вы не очень хорошо умеете им владеть. Даже если кто-то просто случайно упадет на него, он подвергнется большой опасности. Лук и стрелы, с другой стороны, являются оружием лишь потенциально, если он хорошо нацелен, сам лук достаточно упруг, а стрелой выстрелили. Святой язык похож на острый меч – даже без идеальной сосредоточенности и глубины чувств с нашей стороны, само использование этого языка позволяет уже достичь определенного эффекта2. Это связано с тем, что святой язык представляет собой реальность мира на более высоком уровне. Можно использовать и другие языки, но это использование требует гораздо большей тщательности – с гораздо большей сосредоточенностью и глубиной чувства.

Чтобы разобраться в проблеме глубже, см. примечание3.


1
שמונה עשרה: ותפלה בכל לשון (סוטה לג ע»א)
ברכת המזון: וברכת – בכל לשון שאתה מברך (סוטה לג ע»א)
שמע: שמע – בכל לשון שאתה שומע (ברכות יג ע»א)

Шмонэ-Эсре: «И молитва – на всяком языке» («Сота» 33а)

Благословение после еды (биркат а-мазон): «И благословишь ты» – на всяком языке, на котором ты благословляешь» («Сота» 33а)

Шма: «Шма» (услышь) – на всяком языке, на котором ты слышишь («Брахот» 13а)

Однако, это не значит, что молитва на любом языке одинаково хороша. Человеку позволено молиться на другом языке, только если он будет понимать каждое слово; при этом подразумевается, что святого языка а он не понимает. Но нам позволено молиться на святом языке, даже если мы не понимаем каждого слова. Дело в том, что это чрезвычайно святой язык, язык, посредством которого был сотворен мир, язык, на котором говорили пророки, и его влияние простирается далеко за пределы нашего понимания.

2 «Мешех Хохма», Берешит, глава 48:22, на слова: «Мечом моим…» (установленная молитва помогает даже без сосредоточенности, в отличие от добровольной молитвы).

««Моя молитва» – это установленный порядок молитвы, как сказано: «Восхваление, молитва и благодарность не могут быть пропущены» (Тосефта «Менахот»); а «моя просьба» – это та просьба, про которую сказали наши мудрецы наши: Если хочет человек добавить нечто новое в молитву по теме каждого благословения, то пусть просит человек о своих нуждах (…) Так как, если речь идет о порядке молитвы, которая есть установленное служение, то там отсутствие сосредоточенности не делает молитву негодной, и, если он был сосредоточен в первом благословении, этого достаточно, и достаточно небольшого сосредоточения. Не так обстоит дело с нововведениями, когда человек просит о своих нуждах и добавляет новое – для этого необходимо особенное сосредоточение (…) и вот, меч сам по себе есть только указывающая сила (…) И поэтому говорится в «Брахот» лист 5: Всякий, кто читает «Шма» на своей постели, как бы держит обоюдоострый меч и т.д., так как чтение «Шма» в постели делается без большого сосредоточения.»

3 Человек есть единственное создание с Б-жественной душой, и единственным специфическим свойством человеческой души является речь. Речь – это способность ухватить абстрактную идею, преобразовать ее в физические звуки, которые физически воздействуют на чьи-либо уши так, что у того, в свою очередь, возникает абстрактная идея. Поэтому именно через речь мы привносим нашу внутреннюю духовность в окружающий нас мир. Каждое слово, которое мы произносим, несет в себе силу, так как оно происходит из души, которая есть часть Б-га. Без этой способности речи ничто не отличало бы нас от животных. Когда, пользуясь этим даром речи, мы молимся, мы целиком воплощаем в молитве наш статус человеческого существа: человека с человеческими недостатками, и затем мы становимся «сосудом», способным принять Б-жественное благословение.

Существует чрезвычайно высокий уровень речи – использование святого языка. Сложность и мудрость святого языка таковы, что он не мог бы быть изобретен людьми. Внутренняя логика и перекрестные связи букв и слогов намного превышают то, что мы видим в этом отношении в любом другом языке мира. Тот факт, что мы получили и все еще имеем Тору на святом языке является еще одним доказательством Б-жественного происхождения Торы.

Святой язык — это сосуд, через который проходят все благословения, что спускает в наш мир Святой, благословен Он. Поэтому он и называется святым.

Другие же языки – это языки согласно договору, то есть они работают в случае общего решения группы людей использовать определенные звуки (слова) для обозначения определенных вещей. Святой же язык – сущностный, то есть его слова на некотором уровне отражают реальность конкретного предмета. Поскольку Б-г, когда творил мир, использовал святой яызк, мы могли бы, проследив путь любого предмета назад по его духовной траектории, обнаружить, что на некоторой стадии (в Мире Творения) он превращается в слово. Таким образом, слово – это реальность предмета на более высоком уровне. Именно таким образом Адам – первый человек – узнал имена животных.

Берешит 2:19:
«И как называл Адам животе существо — таково было и его имя»
То есть то, что, по мнению Адама, было названием каждого животного, было и на самом деле его названием, его сущностью. Таким образом, слово реально содержит ту физическую данность, которую производит. Человек, который представляет собой микрокосм, сделан из всех 22 букв.

Каббалистическим произведением, занимающимся проблемой построения из слов, как из кирпичей, всего мира, является ספר היצירה, Сэфер а-Йецира, «Книга творения», которая, согласно Кузари (высказывание 4, разд. 55), была написана нашим праотцом Авраамом. Буквы рассматриваются как кирпичи, а слова – как ряды кирпичей, из которых строится здание.

Мужи Великого Собрания понимали, что, на духовном уровне, Б-г постоянно передает Свою жизненную силу человеку. Всевышний дал им мудрость разработать порядок Служения, необходимый для передачи той жизненной силы во все времена, используя святой язык. Это похоже на то, что «Бесконечная сущность встраивается в дыхание и жизненную силу данного человека», на то, что Б-жественная душа модулируется и ограничивается человеческими словами. Б-г вдыхает в нас Свою жизненную силу каждое утро, а мы возвращаем ее Ему в молитве. Это образует круг ежедневного обновляющегося и неизменного благословения.

Автор(ы) ответа:

https://sprosiravina.ru/?p=488

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *