Вопрос:

Почему о Будущем мире ничего не сказано в Торе?

Ответ:

Множество доказательств правомерности концепции Воскресения (Будущего мира) можно найти в словах пророков1. Однако в пяти книгах Торы, хотя и есть множество ясных намеков на это понятие, ясно оно нигде не выражено2. Вопрос состоит в следующем: если награда в Будущем мире, עולם הבא, действительно есть цель всего человеческого существования, почему об этом ясно не сказано в самих пяти книгах Торы? Тому есть много причин3, каждая из которых усиливает другую.

Маараль утверждает, что пророчество является деятельностью, относящейся полностью к этому миру. Оно не ухватывает ничего, принадлежащего другому миру4. Наша способность постичь Будущий мир есть производное нашего разума5 . Только с помощью разума, мы можем проникать в области, лежащие выше нас, а пророчество не дает нам такой возможности: оно ограничено тем, что соответствует нашему общему духовному уровню. Все, что может предоставить нам пророчество – это руководство по совершенствованию этого мира6. И цель этого мира – обеспечить нам возможность Служения Б-гу всеми нашими силами и способностями. Хотя мы и должны верить, что будем вознаграждены, награда не должна быть целью наших духовных стремлений. Поэтому Тора (это слово происходит от слова «ораа» – «указание», то есть то, что должно научить нас правильному пути) нигде не упоминает Будущий мир7.

Другой причиной является то, что вера в Тору основана на экспериментальных данных – всенародном свидетельстве об Исходе и событиях, произошедших на Синае. Именно это позволяет нам с такой уверенностью считать, что мы правы. Если бы Тора пообещала Будущий мир как фундаментальный принцип веры, оказалось бы, что наша вера основана на чем-то, что мы, находясь в этом мире, в принципе не можем проверить. Тогда наши утверждения ничем не отличались бы от утверждений последователей любой другой религии8.


1
ישעיה כו, יט
יחיו מתיך נבלתי יקומון הקיצו ורננו שכני עפר כי טל אורת טלךЙешайя, 26:19
«Встанут мертвые твои, умершие восстанут, проснутся и станут радоваться лежащие во прахе, ибо роса света – роса твоя».

דניאל יב, ב
ורבים מישני אדמת עפר יקיצו אלה לחיי עולם ואלה לחרפות לדראון עולם

Даниэль 12:2
«И многие из лежащих во прахе земном проснутся: одни для жизни в Будущем мире, а другие – для позора, для уничтожения вечного».

Р. Саадья Гаон отмечает еще одно доказательство:

רס»ג, אמונות ודעות, המאמר השביעי, ב
ואומר עוד כי לפי שידוע לפני הבורא מחשבות שיעלו על לבינו מקושי תחית המתים אצלינו לפיכך הקדים דבר זה לנביאו יחזקאל ואמר לו (יחזקאל לז, יא) «בן אדם העצמות האלה כל בית ישראל המה הנה אמרים יבשו עצמותינו ואבדה תקותנו נגזרנו לנו» וכו’ (ועיין סנהדרין צב:)

Рав Саадья Гаон, «Эмунот ве-Деот», высказывание седьмое, 2
«И сказано еще, что, поскольку известны Творцу мысли наши, что возникают у нас из-за трудностей воскресения из мертвых, он заранее ответил на них Своему пророку Йехезкелю, сказав ему (Йехезкель 37:11): «Человек, эти кости – это весь Дом Израиля; вот, говорят они: Высохли кости наши, и пропала надежда наша, вынесен приговор наш»» (См. также «Сангедрин» 92б).

2
דברים לב, לט
ראו עתה כי אני אני הוא אני אמית ואחיה

Дварим 32:39
«Смотрите теперь, ибо Я – Я это, Я умерщвляю и оживляю»

3
בתפארת ישראל פ’ נ»ז ונ»ח נותן חמשה תירוצים והבאנו הד’ תירוצים הראשונים והקדמה ראשונה (קטע הראשון) מוסיף על הטעם הראשון

«Тиферет Йисраэль», глава 56 и 58, приводит пять решений, и мы привели четыре первых решения и вступление (первый отрывок), дополнительно разъясняющее первое решение

Рамбам отвечает, что люди, жившие во время дарования Торы, отрицали существование Б-га, пророчество и духовность в целом. Когда Б-г раскрыл Тору еврейскому народу и сообщил Свои законы всему миру, Б-г сознательно не сказал ничего о духовной награде и наказании, а также о воскресении из мертвых, чтобы облегчить восприятия пророчества и Торы. После того как истинность пророчества была признана еврейским народом, Б-г раскрыл и эту идею через своих пророков, доказательства чему приведены выше. (Обратите внимание, что, согласно Рамбаму, цитата из Даниэля –  единственное истинное доказательство).

רמב»ם איגרת תחיית המתים, ד
ואמנם מענה השאלה השנית והיא האומרת למה לא נזכרה בתורה תחית המתים…והסבה בזה שזאת תחית המתים אמנם תנהג מנהג המופת כמו שבארנו וההאמנה במה שזה דרכו לא תהיה רק בספור הנביא. והיו בני האדם כלם בזמן ההוא מכת הצאבה אומרים בקדמות העולם שהם היו מאמינים שה’ רוח הגלגל כמו שבארנו במורה הנבוכים ומכזבים בהגיע נבואה מאת ה’ לבני אדם. וכן יתחיב להם לפי אמונתם הכזבת המופתים ויחסו אותם לכשוף ולתחבולה…הורה שהנבואה היתה אצלם מכת הנמנע ואיך יספר למי שלא נתאמתה אצלו הנבואה דבר שאין ראיה עליו אלא האמנת הנביא וכו’
וכאשר רצה ה’ יתעלה לתת תורה לישראל ולפרסם בהם מצותו ואזהרתו על ידי הנביאים לכל העולם…חדש המופתים הכתובים בתורה עד שהתאמתה בהם נבואת הנביאים וחדוש העולם…ולא הוציאם מעניני העולם הזה בגמול ובענש ומהענין אשר בטבע שהוא השאר הנפש או הכרתה כמו שזכרנו רצוני לומר העולם הבא וכרת ולא נכנס לזולת זה מענין התחיה. והתמיד הענין כן עד שהתחזקו אלו הפנות והתאמתו בהמשך הדורות ולא נשאר ספק בנבואת הנביאים ולא בחדוש הנפלאות ואחר כן ספרו לנו הנביאים מה שהודיעם ה’ מענין תחית המתים והיה קל לקבלו.

Рамбам, «Письмо о воскресении из мертвых», 4
«И, однако, ответ на второй вопрос: почему не упоминается в Торе воскресение из мертвых (…) Причина в том, это воскресение из мертвых может быть лишь знамением, как мы уже разъясняли, и вера в то, что таков Его путь, может прийти лишь из слов пророка. А все люди того времени принадлежали к философскому течению, которое говорило о Творце мира, что верят, что Он – лишь крутящееся колесо (то есть запустил мир и больше не интересуется им), как мы разъясняли в «Морэ Невухим», и отрицали возможность прихода к людям пророчества. И поэтому из-за своей ложной веры они неизбежно поняли бы знамения неправильно, сочтя их колдовством и уловками (…) Это говорит о том, что пророчество считалось у них совершенно невозможным; а как рассказать тому, кто не верит в возможность пророчества, вещи, доказательством которых может быть лишь вера в пророка?..

И когда захотел Б-г возвышенный дать Тору Израилю и раскрыть через Свои требования и свои запреты всему миру (…) Он заново показал все знаки, записанные в Торе, так что они поверили в истинность пророчества и обновление мира (…) И он не вывел их за границы этого мира, говоря о награде и наказании, и за границы природы, которая есть остаток души или неизбежная составляющая ее, как мы уже говорили. Я имею в виду, что Он никак не упомянул Будущий мир и карет (отсечение души от Будущего мира), и все, что относится к воскресению из мертвых. И так и оставалось, пока эти взгляды не укрепились и не появилась вера в них по мере смены поколений, и не осталось сомнений ни в пророчествах пророков, ни в возможности новых чудес; и лишь после этого рассказали нам пророки то, что сообщил им Б-г о воскресении из мертвых, и это легко было принять.»

4
תפארת ישראל פ נז: כי אין השגת הנבואה רק לדבר שהוא בעולם הזה כמו ביאת משיחנו אף שהוא מדרכה עליונה בעולם הזה … [אבל] דברים אשר אינם אתו במציאות … לא שלטה הנבואה בזה… כי אין השגת הנבואה רק לדבר שהוא בעולם הזה כמו ביאת משיחינו אף שהוא מדרגה עליונה בעולם הזה וגו’

«Тиферет Исраэль» 80:57: «Ибо постижение пророчества может касаться только того, что есть в этом мире, как, например, приход Его Машиаха, даже если это – высшая ступень этого мира (…) [но] вещи, которые по природе своей не находятся с ним (…) над ними пророчество не властно (…) поскольку пророчество может касаться только того, что есть в этом мире, как, например, приход Его Машиаха, даже если это – высшая ступень этого мира».

גבורות ד’ הקדמה ראשונה: [כי דבר] הנבדל לגמרי מן האדם המשיג אין ראוי שיהיה בו השגת האדם וגו’ ומסביר המהר»ל שם שבזה חכם עדיף מנביא כי נביא צריך להיות דבוק לפחות קצת למה שמשיג משא»כ החכם

«Гвурот Ашем», первое вступление: «[Ибо то], что полностью отделено от постижимого мира – не может быть, чтобы постиг его человек и т.д. И объясняет Маараль там, что в этом отношении мудрец имеет преимущество перед пророком, потому что пророк должен быть связан хоть немного с тем, что он постигает, а в случае мудреца это не так».

5
רס»ג אמונות ודעות, המאמר התשיעי, ב
אבל אמר בפירוש אושר העולם הזה ויסוריו בלבד לשתי סבות האחת מפני שגמול העולם הבא דבר שהשכל מורה עליו כמו שבארנו קצרה התורה מלבארו וכו’ עיין שם

Рав Саадья Гаон, «Эмунот ве-Деот», высказывание пятое, 2
«Но рассказал прямо лишь о счастье этого мира и о страданиях его по двум причинам. Первая: поскольку воздаяние будущего мира – это то, про что прямо говорит разум, как мы уже разъясняли, Тора решила не разъяснять это…» (см. там)

6 На самом деле, если бы Тора сказала, что наше Служение достигает завершенности лишь в Будущем мире, это означало бы, что этот мир не может быть завершен с помощью нашего Служения, что не так:

תפארת ישראל פ’ נח: התורה … הוא תקון עוה»ז … לקיים את סדר עולם הזה, ואם אתה אומר שיהיה מזכיר עוה»ב אם כן לא היה די בעולם הזה חיישר את ברואיו רק כאשר מבטיח להם עוה»ב, א»כ … לא היה שלם מצד עצמו וגו’

«Тиферет Исраэль» глава 58: «Тора (…) есть исправление этого мира (…) чтобы поддерживать процессы этого мира. И если ты говоришь, что Тора должна была упомянуть Будущий мир, то если бы она сделала так, этого мира было бы не достаточно, раз Он может наградить свои творения, только пообещав им Будущий мир; а раз так (…) мир был бы принципиально не полон»

7
שם פ’ נח: כי איך אפשר שיהיה נזכר בתורה שום שכר כאילו אמר שיעבד האדם בוראו בשביל השכר

Там же, глава 58: «Ибо как может быть, чтобы была упомянута в Торе какая-либо награда: ведь тогда получалось бы, что Он требует от Своих творений, чтобы они служили Ему ради награды!»

8
שם: וגם יש להשיב כי התורה האמיתית לא זכרה עולם הבא בתורה בשביל דבר זה כדי שיהיו כל דברי תורה מבוררים נכרים לכל אדם בחוש העין דבר שהוא יסוד התורה … כי אם באים להאמין דברים שהוא יסוד התורה כל אחד יוכל לכתוב תורה ומצות מלבו ויאמר שבשכר התורה יהיו לו כך וכך לעולם הבא דברים בלתי ידועים ולא יהיה ניכר האמת מן השקר … ואדרבה דבר שהוא בלתי ידוע ומפורסם אדרבא מחליש האמונה … ולא כמו שאר דתות שמניחים דבר שלא נתברר אמתתו

Там же: «И еще можно ответить, что истинная Тора не упомянула Будущий мир в Торе ради того, чтобы были все слова Торы проверяемы и ясны всякому человеку, чтобы он мог видеть их своим зрением, а это – основа Торы (…) Так как, если сделать так, чтобы вещи, являющиеся основами Торы, должны были бы быть приняты на веру, то каждый смог бы написать свою Тору и свои заповеди по собственному разумению и сказать, что в награду за выполнение этой Торы будет дано то-то и то-то в Будущем мире – вещи неочевидные и про которые не ясно, правда они или ложь. (…) И наоборот, вещи непостижимые и не являющиеся широко известными, наоборот, ослабляют веру. (…) И не как другие религии, которые ставят непроверяемые вещи основой веры»

Автор(ы) ответа:

https://sprosiravina.ru/?p=748

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *