Вопрос:

В чем назначение скромной одежды женщин?

Ответ:

Цниют, скромность – это качество, выражающее способность скрывать внешнее проявление, чтобы выявить ее истинную внутреннюю сущность и святость. Поскольку духовность скрыта в этом мире1, всякий, кто лишен качества скромности, не в состоянии достичь духовности2.

Примером этого было получение Торы на горе Синай. Когда были даны первые Скрижали, весь мир содрогался. Оказалось, что это немного нарушило и состояние еврейского народа, что в конечном итоге привело к греху Золотого тельца и к тому, что первые Скрижали были разбиты. Когда были дарованы вторые Скрижали, весь мир молчал. Поэтому евреи смогли полностью сосредоточиться на внутренней сути происходящего, и им удалось получить Скрижали.

Другим примером скромности являются действия Первосвященника во время Дня Искупления. Йом-Киппур – это самый святой день; Храм же – самое святое место на земле. В этот день, в этом месте, Первосвященник совершал самое святое Служение, от которого зависело прощение грехов всего мира. Именно в этот момент он скрывался от всех глаз за занавесью, отделяющей Святая Святых. В тот самый святой момент он скрывался от всех глаз, чтобы мы могли сосредоточиться на глубинном, внутреннем смысле его действий, так, чтобы непосредственное наблюдение за этими действиями нас не отвлекало.

Мы видим, что скромность – это гораздо более широкое понятие, чем просто «скромная одежда»3. Это основной путь достижения духовности, пусть истинного самопознания. И к мужчине это относится так же, как и к женщине. Пророк Миха утверждал, что «скромность» – один из трех главнейших принципов иудаизма, вместе с «милосердием» и «справедливостью»4.

Поскольку требование скромности распространяется и на мужчину, вы, как правило, не встретите соблюдающего мужчину прогуливающимся в сандалиях, шортах и футболке5. И они, как и женщины, должны избегать публичности и стараться не быть на виду6. Действительно, женщины особенно обязаны соблюдать скромность7, что позволяет ей с большей легкостью достичь духовности, найти духовность в других и извлекать искры духовности даже из физического мира.

В случае скромности, соблюдение ведет к пониманию. Например, женщины из африканских племен, ходящие почти обнаженными, не понимают, что здесь неправильного. И большинство светских людей не смогут сказать вам, чем плохо, если женщина наденет блузку с глубоким вырезом и короткими рукавами. Если человек к чему-то привык, он этого не замечает. Но кто же согласится сознательно перестать что-то замечать – ведь слишком многое будет потеряно! Человек, который в одежде, речи и деятельности не соблюдает требований скромности, просто лишает себя возможности проникнуть сквозь завесу этого мира в тайну, лежащую за ним.


1 Слово עולם («мир») связано со словом העלם («сокрытие»), то есть «мир, в котором скрыта святость».

מהר»ל נתיב הצניעות פ»א: כי הצניעות היא קדושה.
Маараль, «Нетив а-Цниют», глава 1: «Ибо скромность есть святость».

פלא יועץ: צניעות — בזה האדם נבדל מן הבהמה
«Пеле Йоэц»: «Скромность – этим человек отличается от животного».

2
תנחומא, במדבר (ג): וידבר ה’ אל משה במדבר סיני. עד שלא הוקם המשכן דבר עמו בסנה שנא’ (שמות ג) ויקרא אליו אלקים מתוך הסנה. אח»כ דבר עמו במדין שנא’ (שם ד) ויאמר ה’ אל משה במדין אח»כ דבר עמו במצרים שנאמר (שם יב) ויאמר ה’ אל משה ואל אהרן בארץ מצרים. ואחר כך דבר עמו בסיני שנאמר וידבר ה’ אל משה במדבר סיני. כיון שהוקם המשכן אמר יפה הוא הצניעות שנאמר (מיכה ו) והצנע לכת עם אלקיך. התחיל לדבר עמו באהל מועד וכן דוד אמר (תהלים מה) כל כבודה בת מלך פנימה ממשבצות זהב לבושה. בת מלך זה משה … שהיה מלכה של תורה…ממשבצות זהב לבושה זה אהרן שנאמר (שמות כח) ועשית משבצות זהב…אמר הקב»ה כך הוא כבודי שיהא מדבר מבפנים שנאמר (במדבר ז) ובבא משה אל אוהל מועד וישמע את הקול מדבר אליו

«Мидраш Танхума», Бемидбар (3):
«»И заговорил Б-г с Моше в пустыне Синай». До того, как был построен Мишкан, Он говорил с ним в терновнике, как сказано (Шмот 3): «И воззвал к нему Г-сподь из терновника». После этого Он говорил с ним в Мидьяне, как сказано (там же, 4): «И сказал Б-г Моше в Мидьяне»; после этого он говорил с ним в Египте, как сказано (там же, 12): «И сказал Б-г Моше и Аарону в земле Египетской». И после этого он говорил с ним в Синае, как сказано: «И заговорил Б-г с Моше в пустыне Синай». Когда был построен Мишкан, Он сказал: Хороша скромность, ибо сказано (Миха, 6): «И скромно ходи с Б-гом твоим», и начал Он говорить с ним в Шатре Собрания. И так же сказал Давид (Теилим 45): «Весь почет дочери царя – внутри. Из золотых основ одежда ее». Дочь царя – это Моше-рабейну, который был царем Торы; из золотых основ одежда ее – это Аарон, как сказано (Шмот 28): «И сделай основы золотые…». Сказал Святой, благословен Он: В этом заключается Мой почет, что разговор будет вестись внутри, как сказано (Бемидбар 7): «И при входе Моше в Шатер Собрания – и слышался голос, говорящий к нему».

3
ולדוגמה בנוגע לצניעות בלשון כתב הגמ’ פסחים ג. דאמר ריב»ל לעולם אל יוציא אדם דבר מגונה מפיו שהרי עקם הכתוב ח’ אותיות ולא הוציא דבר מגונה מפיו שנאמר (בראשית ז) מן הבהמה הטהורה ומן הבהמה אשר איננה טהרה, רב פפא אמר ט’ שנאמר (דברים כג) כי יהיה בך איש אשר לא יהיה טהור מקרה לילה, רבינא אמר עשרה וי»ו דטהור רב אחא בר יעקב אמר שש עשרה שנאמר (שמואל א כ) כי אמר מקרה הוא בלתי טהור הוא כי לא טהור תניא דבי רבי ישמעאל לעולם יספר אדם בלשון נקיה שהרי בזב קראו מרכב ובאשה קראו מושב ואומר (איוב טו) ותבחר לשון ערומים ואומר (איוב לג) ודעת שפתי ברור מללו, מאי ואומר וכ»ת ה»מ בדאורייתא אבל בדרבנן לא ת»ש ואומר ותבחר לשון ערומים וכי תימא ה»מ בדרבנן אבל במילי דעלמא לא ואומר ודעת שפתי ברור מללו.

Вот, например, относительно скромности в языке пишет Талмуд («Псахим» 3а): «Ибо сказал рабби Йеошуа бен Леви: Никогда пусть человек не произносит некрасивого слова своими устами, так как удлинило Писание использованное выражение на пять букв, чтобы не приводить некрасивое слово, как сказано (Берешит 7): «От животных, которые чисты, и от животных, которые не чисты». Рав Папа сказал: На девять букв, как сказано (Дварим 23): «Если будет в среде твоей человек, который не будет чист из-за ночного случая». Равина сказал: Десять букв, так как добавляется буква «вав» из слова «чист». Рав Аха бар Яаков сказал: «Шестнадцать букв, как сказано (Шмуэль 1, 20): «Ибо сказал: Случай ночной это, нечист он, ибо нечист». Барайта, переданная учениками рабби Ишмаэля: Всегда пусть человек разговаривает чистым языком, ибо в случае истекающего этот предмет назван «седлом», а в случае женщины — «местом для сидения». И также сказано (Иов 15): «И выбирай язык мудрый», и сказано (Иов 33): «И зная, говорят уста ясные». Зачем нужен второй стих? Если ты скажешь: «Это относится только к словам Торы, но к словам мудрецов не относится» – пойми ответ из стиха: «И выбирай язык мудрей». А если ты скажешь: «Это относится только к словам мудрецов, но к обычным разговорам не относится» – пойми ответ из стиха: «И зная, говорят уста ясные».

4
מכות כד. — בא מיכה והעמידן על שלש דכתיב (מיכה ו) הגיד לך אדם מה טוב ומה ה’ דורש ממך כי אם עשות משפט ואהבת חסד והצנע לכת עם ה’ אלקך (ע»ש ואח»כ בא חבקוק והעמידן על אחת)

«Макот» 24а: Пришел Миха и свел основы Торы к трем, как сказано в Писании (Миха 6): «Сказал ли тебе кто-нибудь, что хорошо и чего Б-г хочет от тебя? Только лишь твори суд, и люби милосердие, и скромно ходи с Г-сподом твоим».

5
פלא יועץ אכילה ושתיה — וידוע מעשה הרב רבי ישראל נאג’ר בזמן האר»י ז»ל, שהיה משורר על שלחנו בקול נעים, והיו מתקבצים מלאכי השרת כבמזמוטי חתן וכלה, והיו זרועותיו מגלות מפני החם, וקל מן שמיא נפל: ברחו לכם מאצל האיש הזה שממעט בכבוד שמים, שאינו יושב בכבוד על השלחן אשר לפני ה’, ותכף פרחו כלם. והרב האר»י היה רואה מביתו את המראה הגדולה זה, וגלה סודו להרב ישראל נאג’ר, וחרד חרדה גדולה, וקשט עצמו וישב בכבוד, וחזר לשורר כבראשונה, וחזרו מלאכי השרת להתקבץ כבתחלה.

Пеле Йоэц, «Еда и Питье»
« И известна история про рабби Исраэля Нежира во времена Аризаля, что он пел за столом приятным голосом, и собрались ангелы Служения, как на пир жениха и невесты, и руки его были обнажены из-за жары; и голос раздался с неба: Бегите от этого человека, который умаляет почет Небес, что не сидит он в пристойном виде за столом, что пред Б-гом; и тут же все они улетели. И Аризаль видел из своего дома видение это великое, и раскрыл его тайну рабби Исраэлю Нежиру, и задрожал тот дрожью великой, и украсил себя, и сел пристойно, и снова запел, как раньше, и снова собрались ангелы Служения, как и в первый раз.

Тот длинный костюм, который вы можете видеть на многих соблюдающих евреях – это акт исключительной скромности. Он надевают рубашку и брюки, чтобы прикрыть тело, а затем – длинный костюм, скрывающий очертания фигуры – внимание к этому качеству, восходящее, возможно, к нашим праотцам.»

6 Иудаизм предостерегает как мужчин, так и женщин от занятия таких должностей, где условием успешной работы является общественное признание или престиж. Чем больше роль, которую человек играет, заставляет его оценивать свою значительность по отношению к нему других, тем больше эта роль отвлекает человека от трепета перед Б-гом и обязанностей перед Ним. (Лайза Эйкен, стр. 135).

7
בראשית רבה יח: ב ויבן כתיב התבונן מאין לבראתה…ממקום שהוא צנוע באדם אפילו בשעה שאדם עומד ערום אותו המקום מכוסה ועל כל אבר ואבר שהיה בורא בה היה אומר תהא אשה צנועה אשה צנועה, התבונן

«Берешит Рабба», 18:2: О сотворении женщины написано: «»И построил» (на иврите созвучно слову «и понял»): Он задумался, из чего сотворить ее – из самого скромного места в человеке: даже когда человек раздет, это место закрыто.»

Автор(ы) ответа:

https://sprosiravina.ru/?p=520

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *