Вопрос:

У меня на участке в деревне в скважине стоит насос. Он набирает воду в бак на 100 литров, из которого вода попадает в водопровод. Когда в баке заканчивается вода, насос автоматически набирает в него воду из скважины. Вопрос: можно ли пользоваться водой в Шаббат в этом доме?

Ответ:

На первый взгляд, включение воды в доме напрямую не связано с включением насоса для заполнения бака. Разумеется, это верно лишь в том случае, если речь не идёт об электронном устройстве, которое каждый раз подсчитывает количество воды и запускает насос при достижении критической отметки уровня воды. В таком случае будет однозначно запрещено открывать кран в Шаббат. 

Мы же рассмотрим случай, когда насос включается только тогда, когда уровень воды в баке доходит до определенной отметки. 

Всё то время пока воды в баке ещё достаточно, ничего не происходит. Однако, когда уровень воды будет очень близок к минимальному, включение воды может фактически включить насос. Это будет являться «псик рейша». “Псик рейша” — это действие, совершаемое для какой-либо цели, неизбежно приводящее также и к другому результату. Пример из Талмуда: человек отрезает голову петуху, чтобы ею поиграл его маленький ребенок. Его целью не является убийство петуха, что запрещено в Шаббат, ему нужна лишь его голова. Этому человеку говорят: “Ты отрезаешь голову (псик рейша) петуху и полагаешь, что он не умрёт?!”. Возможна также ситуация, что человек открывает кран и, только через некоторое время после включения, вода доходит до критического уровня и насос включается. Это уже не псик рейша.

Мы рассматриваем случай, когда у нас нет информации о включении насоса и уровне воды в баке. В таком случае, при любом открытии крана, мы будем опасаться, что, возможно, это открытие мгновенно включит насос, а это будет расценено как псик рейша. Это сомнение называется «софэк псик рейша лешеавар» (сомнение в псик рейша, зависящее от предварительного знания). То есть если бы мы знали, что уровень воды близок к критическому, и открыли бы кран, то это был бы случай псик рейша. Но наше сомнение основывается на незнании уровня воды в баке перед открытием крана.

В книге “Биур алаха” (שו״ע או״ח סי שט״ז סע׳ ג׳ ד״ה לכן יש להזהר) Хафец Хаим приводит мнение Таза относительно закона Рамо, который запрещает закрывать крышку коробки, если там находятся мухи, чтобы не поймать их в Шаббат (ловля живых существ — это одна из 39 запрещенных работ), хотя человек закрывает коробку совсем не ради ловли мух, так как это будет псик рейша ловли мух. Таз же считает, что если есть сомнение, находятся ли там мухи, то разрешено закрывать коробку, так как это уже сомнение в псик рейша. Он считает, что в случае комбинации двух факторов: сомнения в наличии запрета (есть мухи в коробке или нет) и совершения действия с совершенно другой целью (закрыть коробку не для того, чтобы поймать мух) — действие будет разрешено, так как человек не имел в виду совершать нарушение и к тому же совершенно необязательно оно будет совершено.

Рассматриваемый нами случай с насосом похож на случай с открыванием в Шаббат дверцы холодильника, работающего от термостата. Мнение законоучителей по этому вопросу разделились:

Согласно мнению рава Йосефа Шалома Элияшева такой холодильник можно открывать только в момент работы мотора. Логика следующая: если открыть холодильник в то время, когда мотор не работает, у нас есть опасение, что открытие холодильника приведет к падению температуры и включит мотор на охлаждение.

Согласно мнению рава Шломо Залмана Ойербаха нет проблемы открывать холодильник даже тогда, когда мотор не работает. Разрешение основано на вышеупомянутом мнении Таза, что софек псик рейша лешеавар разрешен.

На самом деле наша ситуация даже проще, так как вероятность включения насоса напрямую вследствие открытия крана существенно ниже, чем вероятность включения мотора холодильника при открывании дверцы, ведь 100 литров воды полного бака хватает надолго. Поэтому в данном случае есть дополнительная причина поступить в соответствии с мнение рава Шломо Залмана Ойербаха и открывать кран в Шаббат.

На практике, для того, чтобы избежать проблем, следует (если есть такая возможность и воды хватит на весь Шаббат) наполнить полный бак перед наступлением Шаббата и отключить насос. Однако, если вы не смогли или не успели этого сделать, то можно положиться на облегчающее мнение и пользоваться водой как обычно.

Если же всё-таки открытие крана привело к включению насоса, и он набрал полный бак воды, то можно пользоваться набранной водой. Хотя обычно нам нельзя получать пользу от результатов сделанной в Шаббат запрещенной работы, здесь не произошло нарушения (если только вы не знали наверняка, что вода практически достигла критической отметки), а потому водой можно будет пользоваться.

Если уровень воды в баке известен, то можно пользоваться водой всё то время, пока уровень не приблизится к критическому настолько, что появится опасение, что насос включится. После этого воду открывать будет запрещено.

Источник

Автор(ы) ответа:

https://sprosiravina.ru/?p=962

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *