Вопрос:
Ведет ли иудаизм на самом деле к большему счастью? Соблюдающие не кажутся мне более счастливыми!1
Ответ:
Если под счастливым подразумевается человек, растолстевший на хорошей еде, слоняющийся без следа озабоченности на лице – тогда соблюдающие евреи вряд ли могут рассчитывать на призовые места. Евреи серьезно относятся к жизни, потому что очень глубоко ее любят. Но они определенно счастливы там, где это только и важно – они находят глубокое внутреннее удовлетворение в своей вере в то, что они делают то, что надо, духовно растут и поступают морально.
Время подлинной проверки наступает в старости. Соблюдающие евреи выглядят тем более удовлетворенными, чем они старше. А в светском мире депрессия старости – массовая проблема: люди больше не могут вести прежнюю жизнь, которая полностью зависела от их энергии и юношеского здоровья. Эти люди, как правило, стараются продлить молодость – они смотрят назад. Соблюдающие же очень редко таковы.
В какой-то степени эта проблема базируется на западной идее наслаждения; но в основном она связана с бегством от действительности. Некоторые формы наслаждения, принятые в западном мире, были сознательно сконструированы так, чтобы быть как можно дальше от нормальной жизни. Дискотека, например, – это очень громкая музыка, темнота со вспыхивающим светом, танцы, очень отличающиеся от естественных движений тела, – все совершенно не такое, как в нормальном мире. Фильмы, видео, города аттракционов, театры и телевидение – все это сделано для того, чтобы перенести человека в другую реальность, не такую, как его собственная2.
Набросок еврейского досуга, с другой стороны, – это Шаббат. Шаббат проходит в том же самом доме, за тем же самым столом, что и будние дни. Он предназначен не просто для того, чтобы дать нам отдохнуть, – он нужен для того, чтобы дать будним дням суть, дать им духовность и смысл3. Еврейское наслаждение проистекает из вовлечения привычного окружения в творческую и осмысленную жизнь. Еврей не избегает наслаждения (поскольку оно необходимо для отдыха); они движутся вперед, к большему (духовному) наслаждению.
Счастье – это следствие, но не цель4. Вы не станете счастливым, пытаясь сделать себя счастливым или объявляя, что вы имеете право быть счастливым5. Человек может быть счастливым, только если он ощущает довольство собой из-за того, что поступает правильно6. Тот, кто ищет чего-то во внешнем мире, что должно сделать его счастливым, обнаруживает, что такое счастье очень кратковременно.
Мы мечтаем о материальном достатке и видим, что в тот момент, когда мы его обретаем, он уже не значит для нас ничего7. Мы страстно желаем славы, но человек, ставший знаменитым, не кажется более счастливым, чем другой, у которого никакой славы нет. У многих звезд Голливуда на самом деле не такая счастливая жизнь, как представлено в таблоидах – «богатые тоже плачут». Так происходит потому, что человек – в конечном итоге духовное существо8. Удовлетворить душу материальными вещами просто не получается9.
Поэтому евреи живут осмысленной, наполненной жизнью, и именно это делает их счастливыми. Но не любая осмысленность жизни сделает человека счастливым. Мы – народ, настаивающий на существовании наивысшего смысла – веры в Б-га и жизни по Торе, которая позволяет выполнить Его желание10. Вера позволяет не только почувствовать, что жизнь полна смысла, но и осознать, что у нас есть все средства, чтобы достичь ее реализации. Человек, который искренне верит в Б-га, никогда не будет ощущать в чем-то недостатка.
איזהו עשיר השמח בחלקו
(Кто богат – тот, кто радуется своей доле)
Кто счастлив – тот, кто рад своей судьбе
1 Светские обычно очень тщательно изучают религиозных, стараясь понять, счастливы ли они на самом деле или нет. Если они видят усталую женщину, пытающуюся выйти из автобуса с коляской, в которой лежат близнецы, они сделают из того доказательство того, что соблюдающие на самом деле несчастливы. Но на самих себя они так не смотрят. Вы нигде не встретите нерелигиозного человека, пристально всматривающегося в своих соседей по вагону метро, пытаясь понять, счастливы ли они. Но стоит кому-то из них попасть в религиозный район Иерусалима – и они тут же помещают каждого под микроскоп.
Правда в том, что вы никогда не сможете сказать о человеке, счастлив ли он, просто посмотрев на него. Люди не становятся счастливее от того, что сыплют шутками или стараются как можно больше смеяться на людях. Очень часто самоубийством кончают именно люди, внешне всегда выглядевшие такими счастливыми! Счастье – это внутренняя примиренность с судьбой, ясность, чувство удовлетворенности и осмысленности жизни, ощущение того, что с тобой все в порядке. Несколько проведенных исследований показали, что с этой точки зрения у соблюдающих дела обстоят лучше, чем у несоблюдающих.
2 Даже реальность телевидения, задуманная как более похожая на настоящую жизнь, на самом деле устроена так, чтобы приносить нам наслаждение, позволяя подглядывать за чужой жизнью.
3 Это не значит, что не нужно отдыхать, устраивать себе каникулы. Но каникулы не должны быть перерывом в жизни, их цель – стать перерывом в работе, в беготне, найти время для того, чтобы задуматься и оценить самого себя, свою семью и мир вокруг.
4 «Как и счастье, самоактуализация – это следствие, следствие воплощения смысла… Если человек старается достичь самоактуализации, а не воплотить смысл (в этом мире), самоактуализация сразу теряет свое оправдание.» (Виктор Франкл, «Воля к смыслу», стр. 38)
5 Право добиваться наслаждения — одна из главнейших ценностей, защищаемых американской Декларацией Независимости. «Мы считаем истинным и самоочевидным, что все люди (…) созданы Творцом обладающими определенными неотъемлемыми правами, и что среди этих прав (…) стремление к счастью». Светский гуманизм приводит к тому, что люди начинают желать счастья здесь и сейчас. Концепция правильных поступков в этом мире ради получения награды в мире Будущем сменилась концепцией поведения, делающего человека счастливым в этом мире. Для человека умного и дисциплинированного это часто означает откладывание заслуженного вознаграждения до того времени, когда он получит работу, или когда он женится, или когда его дети поступят в колледж, или даже когда он выйдет на пенсию. Это – синдром «Ожидания Годо», когда люди ждут того, что случится в их жизни, вместо того, чтобы на самом деле начать жить. Видимо, счастье – это что-то более близкое.
Счастье может обозначать удовольствие, наслаждение досугом, и на самом деле Голливуд, городки аттракционов, большая часть телевидения, музыкальная и спортивная индустрия, равно как и наиболее популярная литература, все посвящены именно этому. Понятие удовольствия как немедленного вознаграждения поддерживается потребительской ориентацией, отношением к любой боли как ко злу, сексуальным раскрепощением, ориентацией общества на права слабых, индустрией пищи быстрого приготовления и целым набором других факторов. Речи кандидатов в президенты сегодня звучат в унисон ощущению родителей, что вся их обязанность по отношению к детям заключается в том, чтобы убрать с их пути все препятствия достижению счастья. Понятие настоящего наслаждения, высшего духовного счастья очень редко воспринимается столь же серьезно.
6 Настоящее счастье приходит изнутри. Это некоторое качество бытия, являющееся результатом работы над собой, ощущения, что мы поступаем правильно, что наши жизни имеют смысл и что мы духовно наполнены. На самом деле, более точно было бы сказать, что жизнь человека по-настоящему приобретает смысл только тогда, когда он достигает чего-то выше себя. В конечном итоге именно переход через себя, а не просто самоактуализация, ведут к актуализации личности. Как утверждает Виктор Франкл, человек должен достичь чего-то выше себя «в силу этой способности человеческой экзистенции переходить через себя… Быть человеком всегда означает: быть направленным к чему-то или кому-то вне самого себя» («Воля к смыслу», стр. 25). Когда же мы говорили, что человек не должен искать чего-то внешнего по отношению к себе, мы имели в виду поиски в физическом мире.
7
יש לו מנה רוצה מאתיים:
(«У кого есть сотня, хочет две сотни»)
Как и природа, человек не терпит пустоты. Нас влечет к тому, чтобы наполнить себя. Но поскольку нам дана бесконечная, духовная душа, все попытки наполнить ее чем-то материальным обречены на провал. Некоторые люди в этом моменте ошибаются и начинают думать, что все еще ощущают пустоту только потому, что собрали еще недостаточно. Они становятся миллионерами, и это все еще не заполняет их пустоты. Причина, так они считают, должна состоять в том, что одного миллиона мало. Еще один миллион – и жизнь удастся! Но все эти представления о немедленном вознаграждении просто перестают работать, если речь заходит о настоящем счастье.
8 Иудаизм полагает, что настоящее счастье человек получает не в этом мире. Он получает его в мире Будущем. Но удивительно то, что этот «мировой процесс» достижения Будущего мира делает нас счастливыми также и в этом мире.
9
מהר»ל, באר הגולה באר רביעי (עמ, עה): דע כי השמחה הוא מצב הנפש, כי השמחה הוא כאשר האדם הוא בשלימותו ואין שלימות רק אל
הנפש ולא אל הגוף החמרי
Маараль, «Беэр а-Гола», источник четвертый (74, 75): «Знай, что радость есть состояние души, поскольку радость наступает тогда, когда человек достигает гармонии, а гармонии достигает лишь душа, но не материальное тело».
10
אורחות צדיקים – הבטחון הוא מקור השמחה
«Орхот Цадиким» – упование на Б-га является источником радости.
Добавить комментарий