Вопрос:

Зачем ходить в синагогу? Я, например, не чувствую какой-то духовной возвышенности от этого – «не цепляет».

Ответ:

Многие подразумевают, что проявить свое еврейство означает пойти в синагогу на молитву. На самом деле עבודת הלב служение в сердце, то есть молитва, – это сложное дело для всех нас, и часто это не самый лучший способ начать искать свою связь с иудаизмом. Это в особенности справедливо потому, что невежество в вопросе о том, как следует молиться, может заставить человека почувствовать себя исключительно неуютно, и часто человек оставляет синагогу, такую холодную и недружелюбную. При необходимости такого человека можно заверить в том, что молитва является лишь малой частью еврейской духовности, и что стоит обратить особенное внимание на что-то другое. Это может произойти потому, что синагогальные службы кажутся человеку слишком длинными – в этом случае он не понимает, почему он должен высиживать ее до конца.

Многих беспокоят разговоры в синагоге. Хотя говорить в синагоге и неправильно, можно отметить, что это указывает на то, что находящиеся там люди в какой-то степени чувствуют себя, как дома. Прекрасно, что синагога вызывает такое ощущение тепла и близости!
И, несмотря на все эти проблемы, можно заметно увеличить богатство чувств человека, не только объяснив ему или ей, в чем состоит синагогальная служба (и убедившись, что они понимают, в каком месте службы находятся), но и дав им ощутить символизм синагоги и молитвенной службы.

Синагога похожа на Храм. Здесь есть Ковчег с Постоянной свечой. Здесь есть Бима и Парохет1. На самом деле святость синагоги следует из тех же самых стихов, которые сообщают нам о святости Храма2.

Синагога – это место, куда мы приходим для публичной демонстрации своей веры в Б-га и в Б-жественное управление миром3.

Молитва не должна быть чем-то случайным, что делается каждый день в другом месте. Это годится для еды или беседы с товарищами. Но, когда мы молимся, у нас есть специальное место – синагога. У нас есть потрясающая привилегия встречаться с Б-гом несколько раз в день, и мы почитаем Его, появляясь в назначенный период времени и именно там, где нужно. Мы должны сами приходить к Б-гу, а не заставлять Его приходить к нам4.


1 Поскольку святость синагоги вытекает из тех же самых стихов, которые рассказывают о строительстве Храма, структура синагоги основана на структуре Храма. Синагога называется מקדש מעט, малым Храмом. В них обоих в центре расположен Ковчег с Парохетом (зановесом), в обоих есть Постоянная свеча (или Менора), Бима. И это не только символическая параллель. В эпоху, когда у нас есть только наша молитва, когда мы лишились коэнов, пророков и царей, синагога – прямое продолжение Храма. Книга Зоар (в разделе «Бешалах») учит нас, что обязанность построить синагогу вытекает из обязанности построить Храм.

И Храм, и синагога должны быть построены на высоком месте (в случае Храма – это Храмовая гора). (תוספתא מגילה ג יד — Тосефта на «Мегилу», 3:14). Каждая синагога обращена в сторону Храма. (ברכות ל, «Брахот» 30)

Тур (глава 90) пишет, что на входе в синагогу должны быть две двери, как было и в Храме.

2
משנה ברורה קנא ס»ק א: כי הם נקראים מקדש מעט כמו דכתיב ואהי למקדש מעט וגו’ וכתב נמהרש»א ברכות ח ע»א ד»ה המצויינים בהלכה של בתי כנסיות ובתי מדרשות מקבלים את השכינה במקום המשכן ובמשנה ברורה שם ובמקדש כתיב ואת מקדשי תיראו שיהא מוראו של השוכן בה עליו וגו’

«Мишна Брура» 151, параграф 1: «Ибо они называются «малый Храм», как сказано: «И буду Я Храмом малым…». И пишет Маарша, «Брахот» 8а, на слова: «Отмеченные алахой», что синагоги и Дома учения принимают святость вместо Храма». И в «Мишне Бруре» там же: «А про Храм написано: «И Святыни Моей трепещите», чтобы трепетал находящийся там…»

3
רמב»ן סוף פרשת בא (שמות יג טז):
… וכוונת רוממות הקול בתפלות וכוונת בתי הכנסיות וזכות תפלת הרבים, זהו שיהיה לבני אדם מקום יתקבצו ויודו לאל שבראם והמציאם ויפרסמו זה …

Рамбан, конец раздела «Бо» (Шмот 13:16):
«…И причины возвышения голоса в молитве, и причина существования синагог и заслуги общественной молитвы в том, чтобы было у людей место, где бы собирались они и благодарили Вс-вышнего, сотворившего их и давшего им существование, и публично возвещали бы об этом…»

4 Раввин Арье Каплан, «Зов к вечности», Moznaim Publishing Co., Нью-Йорк, 1986 (цитируется Маараль из Праги), стр. 93.

Автор(ы) ответа:

https://sprosiravina.ru/?p=500

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *