Вопрос:
В чем состоит взгляд Торы на женщину?
Ответ:
Иудаизм дает нам всеобъемлющую картину женской тайны1.
Для начала давайте рассмотрим первые два поколения наших праотцев и праматерей. Сара и Авраам спорили о том, будет ли Ишмаэль частью еврейского народа, или же он должен быть изгнан из еврейского народа и образовать свой собственный народ. Этот спор повторился и в следующем поколении относительно Эсава. Ицхак полагал, что Эсав должен стать частью Общины Израиля. Ривка же считала, что он должен быть исключен из нее. В обоих случаях победила женщина. Это говорит нам о том, что именно женщине дана способность устанавливать границы, определять внешнее окружение, создавать те рамки, в которых мы действуем. Без этого мир мужчин просто рассыпался бы2. Это относится к домашнему очагу, это относится к зародышу в матке, и это относится, как мы уже видели, к самому определению еврейского народа3. Поэтому-то женщина определяет, будет ли ребенок евреем или нет4.
Можно посмотреть на это и по-другому, сказав, что сила женщины — в окончательном воплощении чего-либо в этом мире, то, что обеспечивает рамки, внешнее окружение и питание, в которых что-то другое может выразить себя. Это есть качество Малхут (Царства)5. Это, кроме того, буква ה из Имени Б-га י-ה6.
Поскольку נקבה, женское начало, получает от זכר, мужского начала, они находятся в отношении משפיע, влияющего, к מושפע, подвергающегося влиянию7. Однако из вышеизложенного ясно, что женское начало, נקבה, это не просто пассивное восприятие; женское начало,נקבה, завершает процесс השתלשלות (спуска духовности сверху вниз), посредством чего может состояться окончательное проявление реальности в нашем нижнем мире8. Мужское начало есть чистый потенциал (По Мааралю — מביא, приносящий), а женское начало — актуализация (по Мааралю — מתקנת, исправляющая); она предоставляет ту рамку, в которой мужская искра может превратиться в нечто большее, чем секундная энергетическая вспышка9. Ни одна сторона не имеет никакой реальности в самой себе, и ни одна сторона не может поэтому быть названа первичной или вторичной.
Женщина — это сердце, в то время как мужчина — это мозг. תשוקה, стремление быть переданным кому-то, есть, таким образом, женское понятие10. Это помогает женщине приобрести большую верность, אמונה, чем мужчине (вещь, исторически совершенно очевидная11). Все это вносит свой вклад в более сильное, естественное ощущение внутреннего довольства и мира12.
Мы вовсе не хотим сказать, что женщина пассивна. Наоборот, она активно использует реальность для того, чтобы отыскать ее суть, определить ее, вырастить ее, чтобы определять границы и развивать положения13.
Это также помогает ей приобрести исключительную способность к сопереживанию, позволяя ей теснее отождествляться с другими и придавая ей большую способность устанавливать связи и общаться14. Вообще говоря, женщинам лучше удаются взаимоотношения, чем мужчинам15. Это — продолжение их сути מתקנת , устанавливающей связи, или ее בינה יתירה (большую интуицию, способность к более глубокому пониманию других и, поэтому, установлению связей с ними) и ее положением עזר כנגדו (желание помочь и услужить). Другие аспекты этой ее стороны включают в себя большее милосердие, רחמנות, и желание решать конфликты полюбовно (в том числе предпочтение коллективных, а не иерархических структур). Она менее соревновательна и агрессивна16, меньше ориентирована на внешние успехи17. (Это также выводится из присущего ей качества скромности)
Комбинация скромности и избыточного понимания позволяет ей не только быть более проницательной, способной к достижению мира и к сочувствию, но и, вследствие этого, более общечеловеческой и коллективистской18. В то время, как мужчина стремится разложить предмет на составляющие, чтобы понять стоящие за ними принципы, женщина стремится собрать микрообъекты, соединить их и выстроить из них целое. Это требует способности одновременно удерживать множество различных, не связанных по внешности фрагментов действительности — функции ее קל דעת («легкости знания») (נשים דעתן קלות — «у женщин легкое знание»)
Сила женского начала включает в себя способность распознать и выявить скрытую קדושה, святость. Эта способность — следствие ее качества скромности, то есть способности сосредотачиваться на сущности, а не на внешности человека или ситуации19. Это означает, что она легче соприкасается с духовностью, окруженной мирскими, физическими реалиями. Она видит сквозь поверхностное, сосредотачиваясь на сущности. Ее качество скромности позволяет ей быть более внутренне определенной.
1 См., например, отрывок «Эшет Хаиль» из последней главы книги «Мишлей» (есть обычай читать этот отрывок вечером в Шаббат перед трапезой), где женщине приписывается динамизм, творческая способность и успех в широком диапазоне занятий. Изучать эту тему необходимо комплексно, иначе сложно избежать ошибок. Например, Маараль иногда говорит, что женщина превосходит мужчину, иногда — что она равна ему, а иногда — что уступает ему. Очевидно, что Маараль имеет в виду разные аспекты. Необходимо знать все, что сказал Маараль о женщине, чтобы получить полную картину его взглядов по этой теме. Точно так же все постоянно упоминаемые свойства женщин — бина йетера, даатан калот, цниют («избыточное понимание», «недостаточное знание», скромность) и т.д. должны пониматься в их взаимосвязи, а не изолированно.
2 Мужское начало, Правая Сторона, есть начало творческой силы Б-га.
Женское начало, Левая Сторона, принимает эту силу и переводит ее в такие формы, в которых получатель может воспринять ее.
היא כח מציאות התחתונים …(המקבלים) ההשפעות שהקב»ה משפיע (רמח»ל ספר הכללים כה)
«Она есть способность нижних миров … (принимать) то, что Святой, благословен Он, передает» (Рамхаль, «Сэфер а-Клалим», 25)
Пока творческая сила Б-га остается на Мужской Стороне, она слишком духовна, слишком небесна и невещественна, чтобы получить сколько-нибудь длительное существование в том мире, который мы знаем. Оставшись в этом состоянии, она не смогла бы постоянно здесь существовать и в конечном итоге просто влилась бы обратно в Святого, благословен Он. Мужская Сторона неполна, пока ее не восприняла Женская Сторона, которая расширяет, выращивает и воспитывает ее:
כי בעודם בזכר הם בדקות גדול ומוסר אותם אל הנקבה כדי להביא ההויה אל בישול מציאותה וגילויה בפועל (שומר אמונים הקדמון ויכוח ראשון אות כז(
«Так как, пока они в мужском начале, они очень тонки, и передает их женскому началу, чтобы привести их сущность к созреванию ее существования и актуальному ее проявлению» («Шомер Эмуним а-Кадмон», спор первый, параграф 27).
Без Женской силы Мужская просто рассыпалась бы и рассеялась. Женская сила обеспечивает внешнее окружение, контекст и рамки, позволяющие мужской силе расти и развиваться. Это ничем не отличается от физических отношений мужа и жены. Мужское семя не может развиваться само по себе. Оно должно быть воспринято женщиной, объединено с ее яйцеклеткой, а затем выращено в ее матке. Она предоставляет все внешние условия, необходимые для развития эмбриона: тепло, питание, кислород — сами стены того мира, в котором он живет.
3 По-другому это можно сказать так: женщина доводит до завершения, учит, воспитывает, выращивает, развивает. Она поэтому представляет собой מתקנת (исправляющую), связывает и очищает. (Сначала мужчина מביא, приносит, а затем женщина מתקנת, исправляет — Маараль). Два других измерения того же самого можно сформулировать так: она является חומר, материалом, כלי, сосудом, и מקבל, приемником, в то время как мужчина представляет собой צורה, форму, и משפיע, активное начало; она есть גוף , тело, а мужчина — נשמה, душа. (Обратите внимание, что само слово נשמה, душа, — женского рода, так же как и все остальные слова для обозначения различных уровней духовного начала в человеке: נפש, רוח, נשמה, חיה, יחידה. Дело в том, что отношение мужчины к женщине связано с тем, что мы обсуждали. Душа является женским началом в том смысле, что принимает воздействие от Властелина Мира. Однако, по отношению к телу она — мужского рода, так как здесь она сама превращается в משפיע, влияющего).
היא כח מציאות התחתונים …(המקבלים) ההשפעות שהקב»ה משפיע (רמח»ל ספר הכללים כה)
«Она есть способность нижних миров … (принимать) то, что Святой, благословен Он, передает» (Рамхаль, «Сэфер а-Клалим», 25)
כי בעודם בזכר הם בדקות גדול ומוסר אותם אל הנקבה כדי להביא ההויה אל בישול מציאותה וגילויה בפועל» (שומר אמונים הקדמון ויכוח ראשון אות כז(
«Так как, пока они в мужском начале, они очень тонки, и передает их женскому началу, чтобы привести их сущность к созреванию ее существования и актуальному ее проявлению» («Шомер Эмуним а-Кадмон», спор первый, параграф 27).
כי האשה נקראת חומה כדאמרינן בפרק הבא על יבמתו (יבמות סב ע»ב) ויליף מדכתיב נקבה תסובב גבר, כי האשה על ידה השלמת האדם … וכל אשר שלם דבר זה הוא חוזק שלו שהוא מגין עליו (מהר»ל חידושי אגדות נדה מה ע»ב ד»ה מלמד שקלעה).
«Так как женщина называется «стеной», как мы говорим в главе «а-ба аль йевимто» («Йевамот 62б), и выводится это из того, что написано: «Женщина окружит мужчину» — так как с помощью женщины мужчина достигает цельности (…) и все, что приводит нечто к цельности, может называться усилением его, так как защищает его» (Маараль, «Хидушей Агадот», «Нида» 45б, на слова: «Учит, что причесал…)
Таким образом, как сотворение мира, так и дарование Торы произошли через Левую, Женскую сторону. Для того, чтобы некоторая гораздо более высокая духовная реальность была приведена в этот мир, абсолютно необходимы обе стороны.
Пророчество также осуществляется через Левую сторону. Пророчество есть спуск более высокой мудрости вниз, в этот мир. В противоположность этому, Устная Тора расположена на Мужской стороне. (Различие между пророчеством и Устной Торой в том, что пророчество действует сверху вниз, в то время как изучение Торы действует снизу вверх. Хотя в конечном итоге Тора также требует вовлечения качества «быть מושפע, подвергаться влиянию», основной процесс таков, как мы описали).
По тем же причинам слово שכינה, Шехина, Б-жественное присутствие — женского рода. Шехина — это выражение святости Б-га в этом мире, окончательное проявление קדושה, святости.
4 После того, как основные черты ребенка определены и рамки установлены, мужчина определяет, к какому колену будет принадлежать ребенок, будет ли он левитом или коэном или нет.
5 Существуют десять Сфирот. Последняя из них — это Малхут, מלכות. Таким образом, когда духовность исходит от Б-га и спускается по уровням ниже и ниже (השתלשלות, спуск вниз), она в конечном итоге входит в этот мир через качество Малхут
6 Это Имя Б-га — имя из стиха כי בי-ה ד’ צור עולמים («Ибо с помощью Имени йуд-hей Б-г творит миры»). То есть с помощью Своего Имени י-ה Б-г поддерживает два мира». Другой стих говорит: אלה תולדות השמים והארץ ביום הבראם (В Торе — «Вот родословная неба и земли при их создании, в день…») — и, поскольку буква ה в слове הבראם («сотворении их») написана большой, наши мудрецы понимают это слово таким образом: בה בראם (сотворил их с помощью буквы hей»). То есть Б-г сотворил этот мир, состоящий из Небес и Земли, с помощью буквы ה. А отсюда с неизбежностью следует, что Он создал мир с помощью другой буквы этого Имени, то есть с помощью буквы י. В комментарии דרך החיים («Дерех а-Хаим», «Путь жизни») на אבות («Пиркей Авот», «Поучения отцов») Маараль объясняет, почему этот мир был сотворен с помощью буквы ה. Буква ה составлена из двух букв, ד и י. י — это духовность, существующая в этом мире, «тень будущего мира» в этом мире. י символизирует духовность, в первую очередь, потому, что представляет собой, в сущности, физическую точку, лишенную размеров. Но ее числовое значение — не «один»; ее значение — «десять». Десять — это единица, появляющаяся тогда, когда реальность разделяется на компоненты: два, три и т.д. Эта буква соединяет их после этого в новую единицу, то есть в десять. Буква ד, также входящая в состав ה, символизирует разделение этого мира на многочисленные сущности — у каждой вещи и каждого человека есть свои собственные пространственно-временные характеристики, собственная особая идентичность. ד представляет такую «атомизированную» реальность, поскольку содержит в себе две буквы ו (вав). Каждый вав — это линия, идущая в двух направлениях, что в сумме дает четыре направления. Это символизирует четыре направления, по которым объект может рассыпаться из своей целостности. (Число «четыре» всегда представляет собой именно это — четыре реки расходятся от одной реки Ган Эдена, было четыре изгнания, есть четыре животных только с одним признаком кошерности, и т.д.). Но буква י, входящая в состав ה, находится в той точке, из которой расходятся четыре направления, представленные ד. Она может работать с буквой ד, собирая все четыре направления ד в одну точку, единичность десятки.
Это — женская сила буквы ה — способность собрать мир, кажущийся фрагментарным и разделенным, в гармоничное целое, способность объединить множество вещей, кажущихся несоизмеримыми, в единство более высокого уровня. Мужская сила — это буква י, способность участвовать в чистом изучении Торы, в чистой духовности физического мира. Женская сила — это ה, способность оказаться внутри физического и мирского и создать духовное оттуда.
7 Выражаясь языком Маараля, в отношениях צורה (формы) к חומר (материалу).
8 עד גמר מציאותם До завершения их проявления в существовании)
До завершения их проявления в существовании
9 כי האשה נקראת חומה כדאמרינן בפרק הבא על יבמתו (יבמות סב ע»ב) ויליף מדכתיב נקבה תסובב גבר, כי האשה על ידה השלמת האדם … וכל אשר שלם דבר זה הוא חוזק שלו שהוא מגין עליו (מהר»ל חידושי אגדות נדה מה ע»ב ד»ה מלמד שקלעה).
«Так как женщина называется «стеной», как мы говорим в главе «а-ба аль йевимто» («Йевамот 62б), и выводится это из того, что написано: «Женщина окружит мужчину» — так как с помощью женщины мужчина достигает цельности (…) и все, что приводит нечто к цельности, может называться усилением его, так как защищает его» (Маараль, «Хидушей Агадот», «Нида» 45б, на слова: «Учит, что причесал…)
Таким образом, как сотворение мира, так и дарование Торы произошли через Левую, Женскую сторону. Для того, чтобы некоторая гораздо более высокая духовная реальность была приведена в этот мир, абсолютно необходимы обе стороны.
Пророчество также осуществляется через Левую сторону. Пророчество есть спуск более высокой мудрости вниз, в этот мир. В противоположность этому, Устная Тора расположена на Мужской стороне. (Различие между пророчеством и Устной Торой в том, что пророчество действует сверху вниз, в то время как изучение Торы действует снизу вверх. Хотя в конечном итоге Тора также требует вовлечения качества «быть מושפע, подвергаться влиянию», основной процесс таков, как мы описали).
По тем же причинам слово שכינה, Шехина, Б-жественное присутствие — женского рода. Шехина — это выражение святости Б-га в этом мире, окончательное проявление קדושה, святости.
10 Говоря про эти, как и про все остальные душевные качества, мы не подразумеваем, что мужчина лишен их полностью, или что они не могут привести его на более высокую ступень. Скорее речь идет о том, что женщины, как правило, по своей природе сильнее в этих областях.
11 У мужчин, с другой стороны, больше развито природное чувство истины, אמת.
12 Маараль, в דרוש על התורה («Рассуждении о Торе»), утверждает, что женщины природно одарены не только этими двумя атрибутами.
13 Иногда ей требуется עוז – сила и могущество, качества восхваляемые у женщин в отрывке из Мишлей «Эшет Хаиль». Ей также необходим ум — פיה פתחה בחכמה, и не просто ум, а специальный род женского ума, חכמת נשים בנתה ביתה
14
קידושין מט:
י’ קבים שיחה ירדו לעולם ט’ נטלו נשים
Трактат «Киддушин» 49б: «Десять мер речевого общения спустились в мир; девять из них получили женщины»
Это очень хорошо сочетается с ориентацией женщин на установление связей, отношения и общение. В отличие от мужчин, использующих речь в первую очередь как средство для выражения мнения, для женщин сам процесс разговора является ценностью и содержит свою ценность в самом себе. Когда женщина говорит, например, что у нее есть проблема, она подразумевает необходимость разделить это переживание. Мужчины, однако, очень часто воспринимают это как просьбу о совете, а не о сочувствии, и очень удивляются, что женщины не принимают совета, о котором, казалось бы, так просили. (Вы учите? Понимайте!, Дебора Таннен, глава 2).
15 Грей: «Мужская самоидентификация определяется через его способность достигать результата, в то время как женская самоидентификация определяется через ее чувства и качество ее общения.»
Вообще говоря, женщина располагает большими способностями к межличностным связям. Было установлено, например, что женщины больше смеются и улыбаются, чаще прямо смотрят на собеседника, ближе садятся или становятся к собеседнику, чем мужчины. (Психолог Юдит Холл из Северо-западного Университета в Бостоне). Женщины реже перебивают, более склонны льстить и чаще смеются чужим шуткам (Линда Карли, Профессор психологии колледжа Веллесли). Женщины также точнее, чем мужчины, считывают невербальную информацию — выражение лица, движения тела, изменения тона (Холл). Это связано и с большей вербальной активностью женщин, и с большей их проницательностью, и с большей их способностью чувствовать чужую боль (רחמנות, милосердие, см. выше).
Девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, приобретают более обширный словарь в более раннем возрасте, и составляют более разнообразные и более сложные предложения. Их превосходство во владении словом может сохраняться и во взрослом состоянии. Исследования показали, что женщины превосходно выдерживают определенные тесты на свободу владения словом, например, тест на распознавание разных слов, начинающихся на одну букву. Некоторые исследователи также обнаружили, что женщины проявляют большие способности к обучению иностранным языкам, чем мужчины. («Ридерс Дайджест», Сьюзен Зелигсон в «Редбук», август 1993).
16 Наоборот, она по природе — строитель мира.
17 Поэтому иерархические структуры больше подходят мужчинам, чем женщинам.
18 Как правило, мужчины и женщины представляют собой внешний и внутренний аспекты целого. Мужчина действует по преимуществу на макроуровне, разделяя большие объекты на частные составляющие; женщина же действует на микроуровне, строя из небольших единиц большие, более всеобъемлющие сущности. В результате мужчина больше связан с אמת, истиной, данными и конкретными реальностями; у женщины — более глубокая אמונה, верность, дающая возможность проявить большую преданность в отношениях, включая отношения и с Б-гом, и с мужем. Во время והמרגלים חטא העגל הזהב (греха Золотого тельца и грех разведчиков), да и во многие другие времена именно мужчины вели себя не лучшим образом, женщины же оставались верными Б-гу. Так как западный мир постоянно делает акцент на количестве (макроуровень) в ущерб качеству, этот мир почти не способен оценить фундаментальность и глубину, связанные с ролью женщины.
19 Рамхаль в «Даат Твунот» объясняет, что, если Тора дала нам повеление делать что-либо, она дала нам также и способность понять заключенную в этом требовании духовность.
Добавить комментарий