Вопрос:

Почему для молитвы установлено время? Какая Б-гу разница, когда мы обратимся к Нему – на час раньше или на час позже?

Ответ:

Отвечая на вопрос «Почему я не могу прочесть свою собственную молитву» мы говорили о том, что, опираясь лишь на собственные силы и средства, мы почти наверняка не сможем обратиться к Б-гу. Но мудрецы не просто потребовали молиться в определенные отрезки времени. Они установили молитвы в различные дневные циклы, у каждого из которых своя собственная духовная энергия и потенциал1.

Утренняя молитва самая длинная, это – подготовка к целому дню. Но ее необходимо произносить в определенное время – это гарантирует, что мы встанем, подготовимся к деятельности в свое свободное время с помощью утренней молитвы и выйдем в мир, чтобы полностью реализовать свой потенциал. Послеполуденная молитва самая трудная, ее произносят посреди дневных занятий. Но она же и самая короткая. Дело в том, что, позволив себе долго молиться утром, мы нуждаемся теперь лишь в небольшом толчке, который направит нас обратно на правильный путь. Ночь – это время прощания и медитации, поэтому вечернюю молитву, Маарив, можно читать всю ночь2.

Формулировка молитвы отражает эти различия. Например, утром, сразу после чтения «Шма», мы произносим слова אמת ויציב , то есть свидетельствуем, что эти слова истинны и прочны. Однако вечером вместо этого мы говорим אמת ואמונה – истинны и верны. Вместо слова «прочны» мы используем слово «верны». Прочны – это слово, соответствующее ясности дня, верны – это слово для ночной темноты. Произнесение этих молитв вводит нас в цикл, который мы, в наши торопливые и занятые дни, иначе бы упустили.


1
בראשית רבה ס»ח ט: אמר רב שמואל בר נחמן: [התקינו שלש תפילות] כנגד שלש פעמים שהיום משתנה. בערבית צריך אדם לומר: יהי רצון מלפניך ד’ אלוקי שתוציאני מאפילה לאורה. בשחרית צריך לומר: מודה אני לפניך ד’ אלוקי שהוצאתני מאפלה לאורה. במנחה צריך אדם לומר: יהי רצון מלפניך ד’ אלוקי שכשם שזכיתני לראות חמה בזריחתה כך תזכני לראות בשקיעתה. (מובא ג»כ בירושלמי ריש פ»ד דברכות בשינוים)»Берешит Рабба», 68:9:
«Сказал рав Шмуэль бар Нахман: Установили три молитвы соответственно трем моментам, когда меняется день. Вечером должен человек сказать: «Да будет таково желание Твое, Г-сподь Б-г мой, чтобы вывел Ты меня из мрака в свет». Утром он должен сказать: «Благодарен я Тобе, Г-сподь Б-г мой, что вывел ты меня из мрака в свет». В Минху (послеполуденную молитву) должен человек сказать: «Да будет таково желание Твое, Г-сподь Б-г мой, чтобы, как удостоил Ты меня увидеть солнце на его восходе, удостоил бы ты меня увидеть его на его закате».

2 В «Брахот» 26б наши мудрецы благословенной памяти спорят, связано ли установленное время молитв со временем принесения жертв в Храме, или же оно было определено нашими праотцами:

ברכות כו:
אמר רבי יוסי ברבי חנינא תפלות אבות תקנום, ר’ יהושע בן לוי אמר תפלות כנגד תמידים תקנום (שנאמר ונשלמה פרים שפתינו – הושע יד: ג) . תניא כוותיה דרבי יוסי ברבי חנינא:
אברהם תקן תפלת שחרית שנאמר וישכם אברהם בבוקר אל המקום אשר עמד שם את פני ד’ ואין עמידה אלא תפלה שנאמר ויעמוד פנחס ויתפלל ותעצור המגפה ,
יצחק תקן תפלת המנחה שנאמר ויצא יצחק לשוח בשדה לפנות ערב ואין שיחה אלא תפלה שנאמר תפלה לעני כי יעטוף ולפני ד’ ישפוך שיחו,
יעקב תקן תפלת ערבית שנאמר ויפגע במקום וילן שם כי בא השמש ואין פגיעה אלא תפלה שנאמר ואל תשא בעדם רנה ,
תניא כוותיה דריב»ל מפני מה אמרו תפלת השחר עד חצות שהרי תמיד של שחר קרב והולך עד חצות

Брахот 26б:
Сказал рабби Йоси, сын рабби Ханины: Молитвы установили праотцы; рабби Йеошуа бен Леви сказал: Молитвы установлены в соответствии с постоянными жертвами.

Учим в Барайте так, как считает рабби Йоси, сын рабби Ханины:
Авраам установил молитву Шахарит, как сказано: «И пришел Авраам рано утром к тому месту, у которого стоял перед лицом Б-га»; а «стоял» означает «молился», как сказано: «И встал Пинхас, и стал молиться, и остановился мор». Ицхак установил молитву Минха, как сказано: «И вышел Ицхак беседовать в поле незадолго до вечера»; а «беседа» означает «молитву», как сказано: «Молитва бедного, когда он закутается и перед Б-гом изольет свою беседу». Яаков установил молитву Арвит, как сказано: «И встретился с тем местом, и заночевал там»; а «встреча» означает «молитву», как сказано: «И не возноси за них песнопение». Учим в Барайте так, как считает рабби Йеошуа бен Леви: Почему сказали: «Утренняя молитва – до полудня»? Потому что утренняя постоянная жертва может приноситься до полудня.

«Нэфеш а-Хаим», глава 2:
«И молитвенное Служение установили вместо постоянных жертв, которые также приносились в то время, когда приходило время главных трапез…»
«И молитвы установили вместо постоянных жертв, которые сжигались целиком, то есть целиком приносились Б-гу, и никакая часть из них не доставалась людям…»

И объяснил Маараль («Нетив а-Авода», глава 3):
«Три молитвы соответствуют телу человека, его душе и его имуществу:
Утренняя молитва соответствует его телу, ибо тогда он должен превозмочь свой сон.
Минха соответствует его имуществу — ибо тогда он находится посреди своих занятий.
Маарив соответствует его душе — ибо тогда душа его желает отдыха.
И это должно научить нас тому, что нужно подчинить все это Святому, благословен Он, как сказано: «И люди Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем имуществом твоим».

Шахарит

«Я благодарю Б-га за то, что Он привел меня из мрака в свет». Суть Шахарита, утренней молитвы, – понимание Б-га как Творца. Мы, просыпаясь утром, снова восхищены удивительностью Творения, и мы обращаемся к Творцу, чтобы благодарить Его. Понимание этого ведет нас к признанию того, что мы – Его творения, и что мы обязаны Ему всем. Это заставляет нас не забывать, что наш день должен быть потрачен на служение Ему.»

Минха

«Я благодарю Б-га за то, что так же, как я заслужил увидеть солнце на востоке, я заслужил увидеть его на западе». В течение дня мы очень глубоко погрузились в мирское, и наше ощущение жизни было задушено суетой. Мы напоминаем себе о цели всего этого, отнимая у своего дня немного времени для того, чтобы вновь сфокусировать свою жизнь. И вновь мы напоминаем себе о том, как следует ценить нашу жизнь.»

Маарив

«Да будет таково Твое желание, чтобы так же, как был я во тьме и Ты показал мне свет, Ты снова привел меня из тьмы в свет». Ночью, перед тем, как пойти спать, мы вдруг ощущаем свою уязвимость. Мы скоро снова пойдем спать и опять вручим свою душу Б-гу, и поэтому благодарим Его за подаренную нам сегодняшнюю жизнь, и просим Его снова подарить нам ее завтра.»

Автор(ы) ответа:

https://sprosiravina.ru/?p=498

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *